![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Первообладатель программы - Дальневосточный Институт экономики Дальневосточного государственного Университета путей сообщения. Исходными данными для разработки календарного плана строительства объекта являются перечень выполняемых работ, их длительности, перечень используемых ресурсов и т.п. Эта информация должна быть получена до начала проектирования плана в MS Project. Определение состава проектных работ начинается с определения этапов (или фаз) проекта. Например, строительство здания состоит из возведения подземной и надземной частей - это фазы проекта. Затем определяется, из каких работ состоят фазы, в какой последо¬вательности исполняются эти работы. Определять состав работ удобно по шагам: а) создается скелетный план работ, состоящий из фаз, их результатов и нескольких основных задач; б) в план добавляются остальные задачи; в) определяются длительности задач и связи между ними; г) определяются ключевые даты проекта, устанавливающие крайние сроки достижения результатов проекта и другие ограничения по времени; д) в план добавляется дополнительная информация о задачах. План работ составляется в представлении «Диаграмма Ганта». Для добавления задачи в план проекта нужно установить курсор в таблицу слева от диаграммы и ввести название задачи в поле «Название задачи». После этого символизирующий задачу отрезок появится на диаграмме. Добавление в план фазы не отличается от добавления задачи - любая задача автоматически становится фазой, как только у нее появляется вложенная задача. При этом изменять уровень вложенности задачи можно с помощью кнопок панели управления: (на уровень выше), (на уровень ниже). Номера уровней структуры возрастают с увеличением степени вложенности задач. Пример. Строительство здания состоит из следующих фаз: Подземная часть, Надземная часть. В составе Подземной части выделяются еще две фазы: Земляные работы, Устройство фундаментов. Для вставки новых фаз и задач используется клавиша Insert. Длительности всего проекта определяется как суммарная задача. Получить ее сложением длительностей фаз нельзя, поскольку они частично выполняются одновременно, а значит, общая длительность проекта не равняется длительности его фаз. Чтобы собрать фазы в единое целое, можно создать еще одну фазу «Выполнение проекта» и включить в нее все уже существующие фазы. Чтобы отобразить суммарную задачу проекта, в общих настройках проекта на вкладке «ВИД» необходимо установить флажок “Показывать суммарную задачу проекта”. Название суммарной задачи будет соответствовать имени активного файла. Когда список фаз составлен, добавляются вложенные задачи, используя возможности понижения уровня. Получается следующий план проекта: - Подземная часть - Земляные работы Механизированная разработка котлована Ручная доработка … - Устройство фундаментов Установка блоков фундаментов … Геодезический контроль выполнен - Надземная часть Задачи становятся фазами тогда, когда создается вложенная задача. Фазы «Подземная часть», «Земляные работы» и др. выделены курсивом и рядом с названием фазы появился значок «-». Если щелкнуть по этому значку, то вложенные задачи скрываются и значок меняется на «+». Результаты фаз вводятся в виде завершающих задач (вех), и эти задачи могут не обозначать реальной деятельности. Например, фаза «Устройство фундаментов» имеет веху «Сдача фундаментов для геодезической съемки», продолжительность которой равна нулю. Пометить задачу как веху можно флажком во вкладке ПРОЕКТ/ СВЕДЕНИЯ О ЗАДАЧЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНО (рис. 4.4). Рис. 4.4. Окно «Сведения о задаче».Окно «СВЕДЕНИЯ О ЗАДАЧЕ» содержит различную информацию о задаче. Оно имеет несколько вкладок. Вкладка «ОБЩИЕ» показывает общую информацию о задаче (наименование, длительность, даты начала и окончания, приоритет). Вкладка «ПРЕДШЕСТВЕННИКИ» отражает сведения о предшествующих задачах, типах связей между задачами, величине опережения. Содержание вкладки «РЕСУРСЫ» включает информацию о ресурсах используемых данной задачей. Вкладка «ДОПОЛНИТЕЛЬНО» содержит следующие данные: ограничения задачи и тип ограничения, тип задачи, календарь задачи, способ расчета освоенного объема. После определения состава работ, следует переходить к определению длительностей задач и связей между ними. Длительность задач вводится в поле «Дли¬тельность». Вводить ее можно в часах, днях или неделях. Длительность фаз не вводится - она рассчитывается автоматически. При создании задач MS Project назначает им длительность в 1 день, добавляя после ее обозначения вопросительный знак. Этот знак обозначает, что указанная длительность приблизительная и требует дальнейшего уточнения. После редактирования значения длительности вопросительный знак пропадет. После ввода длительности задачи MS Project пересчитывает дату ее окончания, прибавляя к дате начала задачи длительность и выходные дни (в соответствии с календарем проекта). Однако некоторые задачи выполняются круглосуточно и без выходных, например твердение цементного раствора. В таком случае для обозначения длительности задачи используется символ «ад» (соответствующий термину «астрономические дни». Назначив задачи можно перейти к установлению связей между ними. Связь между двумя задачами определяет, каким образом время начала или за¬вершения одной задачи влияет на время начала или завершения другой. Например, монтаж фундамента может начаться после устройства подготовки под фундамент. Первая задача в этой паре называется предшествующей, а вторая (зависимая) - последующей. Одна связь может объединять только две задачи. Задача может иметь неограниченное число предшествующих и последую¬щих задач. Связи могут объединять и фазы, и все принципы организации связей между за-дачами применимы и к фазам. В MS Project есть четыре типа связей между задачами: 1.Окончание-начало (ОН). Это зависимость между задачами, при которой задача В не может начаться, пока не завершена задача А. 2.Начало-начало (НН). Зависимость, при которой задача В не может начаться до тех пор, пока не началась задача А. С помощью такой связи обычно объединяются задачи, которые должны выполняться почти одновременно. 3.Окончание-окончание (ОО). Этот тип связи обозначает зависимость, при которой задача В не может закончиться до тех пор, пока не закончилась задача А. Обычно такой связью объединяются задачи, которые должны выполняться почти одновременно, но при этом одна не может закончиться, пока не завершена другая. Например, обратная засыпка пазух и уплотнение грунта. 4.Начало-окончание (НО). Данный тип выражает зависимость, при которой задача В не может закончиться до тех пор, пока не началась задача А. Обычно такая связь используется в том случае, когда А является задачей с фиксированной датой начала, которую нельзя изменить. В таком случае дата начала последующей задачи не изменяется при увеличении длительности предшествующей. Для установления связей между двумя задачами следует их выделить. Если задачи следуют одна за другой в списке, то помечаем их при зажатой левой клавише мыши. Если задачи расположены в произвольных местах списка, то помечаются связываемые задачи при зажатой клавише Ctrl. Предшествую¬щей задачей считается та, с которой началось выделение. Для назначения типа связи используется клавиша «ЗАДАЧА» на панели инструментов, далее выполняется «ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАДАЧ» и из предложенного списка выбирается необходимый тип связи. Клавиша «Задачи» активизируется через «ВИД / ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ / КОНСУЛЬТАНТ». Связь типа «конец-начало» создается перетаскиванием мышью с одного отрезка диаграммы Ганта на другой. Назначенные связи между задачами могут быть удалены или изменены. Эти процедуры выполняются несколькими способами. Первый способ: а) дважды щелкнуть на связи между задачами в диаграмме Ганта, произвести соответствующие операции в открывшемся диалоговом окне; б) выделить связанные задачи, выполнить «ПРАВКА / РАЗОРВАТЬ СВЯЗЬ» и при необходимости установить новый тип связи; аналогичная операция выполняется с использованием пиктограммы на панели инструментов. Связи можно редактировать непосредственно в таблице. Для этого в столбец «Предшественники» вводятся данные: номер задачи-предшественницы, тип связи, величина запаздывания (опережения). Например, запись 1НН+3 дней; 2ОН-50% означает, что данной работе предшествует работа №1, тип связи между ними «начало-начало» при запаздывании 3 дня, также предшественником этой работы является работа №2 с типом связи «окончание-начало» опережение составляет 50%. Такую же информацию можно занести через «ПРОЕКТ / СВЕДЕНИЯ О ЗАДАЧЕ» (рис. 4.5). Рис. 4.5. Редактирование связей в окне «Форма описания задачи».Для этой же цели удобно использовать специальное диалоговое окно «Форма описания задачи», открываемое через «ОКНО / РАЗДЕЛИТЬ». В нижнем окне приводится информация о выделенной в верхнем окне задаче: номером задачи-предшественницы, ее название, тип связи и величина запаздывания. В этой таблице можно редактировать связи, подтверждая действия через OK. Редактирование связей с помощью «Формы описания задачи» удобно тем, что вся работа со связями осуществляется в одном окне с информацией о задачах и с диаграммой. Результаты редактирования сразу отражаются на диаграмме Ганта. В разрабатываемом проекте могут присутствовать повторяющиеся задачи, например ежемесячный осмотр монтажного крана, ежедневный уход за твердеющим бетоном в течение 3 суток и т.д. Для внесения таких задач в проект используется команда «ВСТАВКА / ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ ЗАДАЧА» с указанием сведений о задаче: наименование, периодичность повторения, длительность задачи, временные пределы. Длительность задачи может быть не целым числом. Для завершения задачи после определенного числа повторений, выбирается переключатель «Окончание после» и вводится число повторений. После определения типов связей между задачами и фазами необходимо установить дополнительные сведения о сроках выполнения задач. В MS Project предусмотрено несколько видов выполнения работ: а) как можно раньше; б) как можно позже; в) окончание не ранее; г) окончание не позднее; д) фиксированное окончание; е) фиксированное начало; ж) начало не ранее; з) начало не позднее. По умолчанию все задачи получают статус «как можно раньше». Тип ограничения задачи «фиксированное начало» используется в случае привлечения субподрядчиков, когда сроки начала их работ определены договором. «Начало не ранее» характерно для работ, выполнение которых по технологии предусмотрено при положительных температурах (например, кровельных, штукатурки фасадов и т.п.). Факт установки ограничения помечается в поле i специальным значком с соответствующей подсказкой. В MS Project можно по задаче указывать крайний срок - дату, обозначающая крайний срок исполнения задачи. Отличие использования крайнего срока от ограничений заключается в том, что наличие этой даты не влияет на расчет графика проекта. Если для задачи указан крайний срок, то на диаграмме Ганта отображается соответствующая отметка, и если выполнение задачи не укладывается в этот срок, то в колонке «Индикаторы» появляется особый предупреждающий значок. Ввод крайнего срока задачи выполняется на вкладке «Дополнительно» в диалоговом окне сведений о задаче. Часто зависимости между задачами бывают немного более сложными, чем «окончание-начало». Например, между задачей «Штукатурка» и «окраска» должно пройти не менее 3 дней для высыхания штукатурки. Для того чтобы описать такую зависимость между задачами, в MS Project используется параметр запаздывание. В данном случае запаздывание между задачами должно составить 3 дня. Запаздывание является свойством связи и указывается в диалоговом окне определения свойств связи (предшественники): «ПРОЕКТ /СВЕДЕНИЯ О ЗАДАЧЕ / ПРЕДШЕСТВЕННИКИ». Запаздывание можно вводить как длительность (например, 3 дня), так и процент от длительности предшествующей задачи. Например, если предшествующая задача продолжается 8 дней, то запаздывание следующей задачи в 25 % будет равняться 2 дням. В этом случае в поле «Запаздывание» необходимо вручную ввести «25 %». Опережение вводится так же, как и запаздывание, но с отрицательным знаком. Например, работы по разработке грунта выполняется с опережением в 1 день работы по креплению стенок котлована. Удобнее указывать запаздывания и опережения в процентах от длительности предшествующей задачи, так как при ее изменении MS Project автоматически перенесет дату начала последующей задачи на соответствующий день. Задачи в плане проекта могут быть трех типов: фиксированная длительность, фиксированные трудозатраты, фиксированный объем ресурсов. Тип задачи выбирается на вкладке «Дополнительно» в диалоговом окне сведений о задаче и определяет, как изменение одного из свойств задачи - длительности, трудозатрат или назначений будет влиять на два других свойства. Под «объемом ресурса» подразумевается процент занятости ресурса в течение рабочего дня. «Трудозатраты» - это общее время использования ресурсов в часах на данной работе при 8-часовом рабочем дне. При назначении задаче типа «фиксированная длительность» изменение трудозатрат или числа исполнителей не влияет на ее длительность. Например, длительность задачи «Уход за бетоном» не зависит от количества исполнителей, а определяется температурой наружного воздуха. По технологии длительность задачи составляет 3 дн. При выполнении задачи одним рабочим трудозатраты автоматически будут установлены 24 часов (при 8-час рабочем дне). После добавления на задачу еще одного рабочего, трудозатраты станут равными 48 час. В случае увеличения длительности задачи до 5 дн, трудозатраты каждого из задействованных в ней исполнителей возрастут, и суммарно составят уже 80 часов. Тип «фиксированные трудозатраты» используется для задач, выполнение которых требует определенных трудозатрат. Длительность исполнения таких задач напрямую зависит от числа исполнителей. Чем больше рабочих назначено на задачу, тем меньший объем работы приходится на каждого из них и тем быстрее задача будет выполнена. Например, задача «Разработка грунта вручную» имеет тип «фиксированные трудозатраты». Ее длительность установлена 6 дней при работе одного землекопа, тогда объем трудозатрат зафиксируется равным 48 час. При этом рабочий будет загружен на 100 %. Если назначить на выполнение задачи двоих рабочих, то время выполнения задачи уменьшится в 2 раза и станет 3 дн. Если у задачи с фиксированными трудозатратами увеличить длительность, то есть дать назначенным ресурсам больше времени на выполнение работы, то уменьшается средняя ежедневная нагрузка исполнителей. Два землекопа выполняли задачу за 3 дн, работая по 8 часов в день. Если увеличить длительность этой задачи до 7 дней, то понизится загрузка исполнителей до 43 %, и теперь они будут работать по 3,44 часа в день. Тип «фиксированный объем ресурсов» используется для обозначения задач, длительность и объем работ, которых полностью зависят от выделенных на них ресурсов (числа исполнителей или количества машин). Например, если добавить задачу длительностью в 5 дней и выделить на нее рабочего, то трудозатраты будут определены в 40 часов. Если теперь назначить на задачу еще одного исполнителя, то трудозатраты возрастут до 80 часов, т.к. над выполнением задачи трудятся два человека. Если теперь изменить длительность задачи до 6 дн, то трудозатраты вырастут до 96 часов. При изменении объема трудозатрат на 80 час. длительность автоматически уменьшится до 5 дней. В табл. 4.2 показано, как изменение одного из свойств задачи влияет на другие свойства в зависимости от типа задачи. Таблица 4.2.Взаимовлияние свойств задачи. В дополнение к указанию типа задачи можно использовать признак фиксированного объема работ. Этот признак можно добавить, установив флажок «Фиксированный объем работ» рядом со списком типов задач (это возможно, если задача не относится к типу «Фиксированные трудозатраты»). Если этот признак включен, то назначение (удаление) ресурсов не приводит к изменению длительности или процента загрузки используемых ресурсов. Таким образом, этот признак позволяет частично зафиксировать трудозатраты одновременно с одним из двух других свойств задачи: длительностью или объемом ресурсов. Фиксация объема работ не учитывается при первом назначении ресурсов на за¬дачу и влияет на логику работы MS Project только после первого назначения. Кроме того, признак фиксации объема работ не учитывается, когда изменяется длительность, трудозатраты или единицы уже назначенных ресурсов. Например, когда на задачу фиксированной длительности 5 дней назначался второй сотрудник, трудозатраты увеличивались с 40 часов до 80. Если же задача будет фиксированной длительности и фиксированного объема работ, то добавление второго сотрудника не повлияет на трудозатраты, а приведет к понижению загрузки первого сотрудника до 50 %, и второй сотрудник будет также задействован на 50 %. Если же добавить второй ресурс к задаче с фиксированными ресурсами, то трудозатраты вырастают с 40 до 80 часов. Если в аналогичной ситуации задача будет помечена как задача с фиксированным объемом работ, то при добавлении ресурса трудозатраты сохранятся, а длительность задачи уменьшится, поскольку участие второго ресурса уменьшает время, необходимое на выполнение объема работ. Задачи проекта могут иметь приоритет. Приоритет - это свойство задачи, отражающее важность ее исполнения для проекта. Величина приоритета задается в диапазоне от 1 до 1000, с помощью одноименного столбца в таблице или на вкладке «Общие» в диалоговом окне сведений о задаче. Приоритет задач по умолчанию определяется в диалоговом окне сведений о проекте и обычно равен 500. Использовать это свойство имеет смысл тогда, когда проект содержит много дополнительных задач, исполнением которых можно пренебречь. Эти задачи можно выделить, присвоив им низкий приоритет, и в дальнейшем использовать эту информацию при планировании.