ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Настоящее издание, как и все публикации, которые имеют отношение к теоретическому журналу «Aesthetica Universalis (Всеобщая эстетика)», отличается тем, что оно фундаментально привержено принципу дополнительности как тому незыблемому и продуктивному эпистемологическому основанию, которое когда-то дало жизнь дисциплине под названием «эстетика» в одноименном труде А.Г. Баумгартена, поставившем задачу осмыслить полноту когнитивного опыта человеческого субъекта, в котором дискурсивные проявления представляют, пусть и существенную, но только часть. Этот принцип позволил и далее сначала осуществить теоретическую консолидацию новой дисциплины, что было выполнено в трех «Критиках» И. Канта, затем к концу XIX века идентифицировать верную научную платформу роста научного знания в этой дисциплине в виде гипотезы психофизического параллелизма, а затем, в течение ХХ века диверсифицировать ее и обеспечить равноправное взаимодополнение всех платформ изучения опыта недискурсивного человеческого знания: предшествующего логическим формам, параллельного логическим формам и последующего в отношении логических форм. В этом смысле принцип дополнительности означает для нашей дисциплины и нашего журнала тот процессуально-холистический устой, без которого немыслимы ни единая картина мира вообще, ни единая картина когнитивного опыта актуального существования человеческого субъекта в мире, ни конструктивно-постсовременный способ помышления динамики развития и содержания ни одной из существующих в культуре форм жизни и форм мышления. Указанное эпистемологически-холистическое понимание принципа дополнительности последовательным и естественным образом конкретизируется, как мы видим в завершающей части последней пропозиции, его культурологически-холистическим значением. Это значение предполагает, что когнитивные способности человеческих субъектов представляют собой результаты археологически идентифицированного эволюционного процесса становления социума с присущими ему пластическими и интеллектуальными формами культуры из природы. Поэтому археологически верифицированная существенная аналогичность (переход к труду, характер органических изменений) феноменов эволюционного процесса, позволяет, несмотря на региональную диверсификацию, рассматривать все феномены примитивных культур как принципиально аналогичные по свои гносеологическим, а, следовательно, и ценностным коннотациям (наиболее репрезентативным примером этого являются сосуды). Как результат, с эстетической точки зрения культуры могут быть в научном отношении рассмотрены исключительно как взаимодополняющие в рамках единого когнитивного опыта человечества, но ни в коем случае не как альтернативные друг другу. Поэтому проблемы границ культур для эстетики, согласно программе деятельности журнала «Aesthetica Universalis (Всеобщая эстетика)» представляют собой точки изучения существенных аналогий эстетического опыта в его глобально-историческом измерении. В этом качестве кросс-культурные исследования стали приоритетными для исследовательских проектов, которые поддерживает журнал, и редакция выступила одним из инициаторов годичного эксперимента по фиксации эмоциональных откликов китайских студентов и аспирантов МГУ имени М.В. Ломоносова на некоторые спектакли по пьесам классического российского и советского театрального репертуара, которые продолжают сейчас ставиться на театральных подмостках города Москвы. Журнал публиковал с марта 2022 по март 2023 года некоторые из откликов наших респондентов в разделе «Практики» в режиме документирования полевого исследования. Эксперимент был проблематически расширен и сделан количественно репрезентативным, когда исследовательская группа в составе автора настоящей статьи, а также его китайских аспирантов Лю Сюечжэня, Ху Цзямина и Го Цзинюй инициировали работу секции по изучению кросс-культурных аспектов эстетического опыта в рамках научной конференции «Философия в начале XXI века», проведенной философским факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова в начале декабря 2022 года. Секция, документальный статистический отчет о работе которой был также помещен в разделе «Практики» одного из недавних номеров журнала, была задумана инициаторами специально в интересах обеспечения непредвзятости и количественной представительности задуманного исследования, и группе пришлось для обеспечения чистоты эксперимента применить при рассылке приглашения к участию в секции к нетривиальному ходу. Проблема чистоты и непредвзятости экспериментального получения данных об эстетическом опыте всегда заключается в двух фундаментальных ограничениях: обеспечении непреднамеренности и спонтанности фактов опыта, данные о котором далее будут подлежать интерпретации. Как только организаторы опыта начинают специально готовить респондентов, далее эксперимент можно не проводить, потому что рассчитывать на эти базовые качества эстетического опыта уже невозможно. Поэтому группа не заявляла при приглашениях о принадлежности работы секции конференции к эксперименты, попросив прислать статьи по кросс-культурным аспектам самого широкого спектра, но поставив перед собой цель получить неангажированные свидетельства о том, что действительно чувствуют ставшие косвенными респондентами авторы, получив возможность публичного выступления и даже письменной публикации на темы кросс-культурной коммуникации. В результате указанных выше исследовательских действий группа получила массив материала, который был затем проанализирован, интерпретирован и основная часть которого публикуется в настоящей монографии, текст которой, в свою очередь, должен стать основанием второй - теоретической - фазы кросс-культурной интерпетации, когда цели исследования будут эксплицитно заявлены. Эксплицитная декларация целей теоретической интерпретации рамочно заключена в том, чтобы уточнить, насколько повседневным для прямых и косвенных респондентов было участие в описанном экспериментальном исследовании эстетического опыта. Глубина этой проблемы заключается в том, что всякая экстраординарность такого участия делала бы нерепрезентативным его данные. Исследовательская группа, как и редакция журнала, придерживается той позиции, что в оценках модельной идентичности эстетического опыта в ХХ веке произошел обыденный поворот, так что в противовес бытовавшему ранее признаку незаинтересованного интереса главным модельным признаком стала естественная реальность интереса, так как демонстративный незаиетересованный интерес, чаще всего фигурирующий в таких случаях, ничего не демонстрирует, кроме эстетической бесчувственности. Поэтому исследовательская группа приняла в программу работы секции более 100 докладов, авторы которых в подавляющем большинстве случаев представляли континентальный Китай и для которых участие в конференции по кросс-культурной тематике представляло естественный интерес: получить апробацию научной работы, подтвердить стажировку в научной институции, приобрести публикацию, зафиксировать свою позицию в международной среде. Все эти мотивации рассматривались как в равной мере естественные проявления интереса, при устной части выступлений ограничений к обнародованию позиции не делалось, и в течение 4 дней были выслушаны 104 сообщения кросс-культурной тематики. При подготовке письменной версии 11 сообщений не выдержал аппаратной проверки на заимствования и были изъяты из макета настоящей публикации. Оставшиеся публикации должны свидетельствовать о повседном восприятии кросс-культурных проблем репрезентативной выборкой авторов с различными формами естественного интереса ним, связанного с их профессиональными занятиями. Интересы всех участников настоящего исследования, какими бы они ни были, получили, таким образом, удовлетворение (за исключением тех, которые не имеют общественной акцептации, как научный плагиат), а теоретико-эстетический уровень исследования кросс-культурных проблем эстетического опыта - репрезентативную эмпирическую базу. Члены исследовательской группы сделали все, чтобы идентифицировать, классифицировать и снабдить научным апаратом собранный материал, представить который в едином контексте в другой форме просто невозможно, что и придает уникальный характер настоящему изданию. Члены исследовательской группы выражают искреннюю благодарность всем авторам, предоставившим свои оригинальные тексты для настоящего издания. Особую признательность мы передаем тем, кто был с нами в прямом эфире четыре дня в начале декабря 2022 года, когда группой был собран основной массив эмпирического материла, опубликованного в настоящей монографии. С.А. Дзикевич, доцент, к.ф.н. главный редактор журнала «Aesthetica Universalis (Всеобщая эстетика)»