ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
I. Общие положения 1. Командная педагогическая олимпиада-универсиада представляет собой, с одной стороны, социальный механизм формирования у будущих и настоящих учителей навыков командной работы и взаимодействия в рамках педагогического сообщества, а с другой -- является экспериментальной площадкой по развитию педагогического мышления. Её отличительные черты: а. в ней участвуют команды, б. она содержит проектную и исполнительную компоненты, в. она использует взаимное рецензирование как основной инструмент оценки и самооценки результатов выступления команд, г. процедура обсуждения выстроена так, чтобы инициировать развитие педагогического мышления. 2. Выступление каждой команды может быть представлено в одной из двух номинаций: а. Педагогическое действие б. Педагогическое исследование 3. Основная задача команды, представляющей педагогическое действие/исследование: а. представить свое умение проектировать педагогическое действие/исследование – в заочном туре; б. представить свое умение реализовывать педагогическое действие/исследование – в очном туре; в. представить свое умение понимать смысл и технику педагогического действия и педагогического исследования, осуществляемого другими командами, – в заочном и очном туре; г. представить своё умение схематизировать своё понимание как собственного, так и чужого педагогического действия -- в заочном и очном туре; д. представить своё умение по схеме воспроизвести педагогическое действие/исследование -- в очном туре. 4. В роли «обучаемых»/«исследуемых» будут выступать сами участники – члены других команд. Команда будет иметь возможность произвести диагностику и отбор в группу «обучаемых»/«исследуемых» (в простейшем случае – по желанию). 5. Оценку результатов будут осуществлять сами команды в виде рецензирования и ранжирования. Отбор лучших проектов на основании этой оценки осуществляется Жюри олимпиады. 6. Оцениваться на олимпиаде будет только педагогическое действие/исследование, поэтому для организаторов безразличен выбор тематического материала и задачи, которую ставит перед собой команда. Единственное требование – чтобы это была педагогическая/исследовательская задача. 7. Для адекватного отношения (оценки) работы команды, последняя должна представить (кратко описать) цель и предполагаемые результаты педагогического действия/исследования, средства педагогического измерения результата, систему представлений, которую использует команда в своей работе (педагогическая концепция). Концепция не является предметом оценки. Она рассматриваются как условие взаимопонимания командами друг друга. Кроме того, команда должна на этапе проектирования представить схему своего педагогического/исследовательского действия. 8. Организация работы внутри команды является внутренним делом команды, она оценке не подлежит. В частности, безразлично, кто будет осуществлять исполнительную часть – один человек, или вся команда. 9. Использование командами интеллектуальных ресурсов своих и чужих вузов, школ, других организаций и учреждений на этапе проектирования предполагается и поощряется, поэтому заявки сначала пройдут коллективное (участники – члены тех же самых команд) обсуждение на соответствующем форуме, а потом, уже после корректировки по результатам обсуждения, будут представляться для взаимной оценки, итогового ранжирования, которое утверждается Жюри. 10. На исполнительном этапе команды будут лишены возможности использовать какую-либо поддержку извне (советы, предложения, указания и пр.), поэтому им имеет смысл запастись всем необходимым заранее, на этапе проектирования. 11. Команды-победители (попавшие в очный тур) будут награждены дипломами. Команды, отличившиеся в каком-то одном качестве, будут награждены соответствующими грамотами. Допускается взаимное награждение команд благодарственными грамотами. II. Организация универсиады 1. Универсиада проводится в 2 тура: заочный (проектный) и очный (исполнительный). 2. На 1-м, заочном туре команды представляют в оргкомитет свои заявки на участие по форме, приведенной в приложении 1 и проекты, которые выставляются для открытого обсуждения на форуме «Ломоносов» https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4642/. Содержание проекта описано в приложении 2. От каждой команды заявку и проект подаёт капитан. 3. По результатам обсуждения команды осуществят корректировку проектов, после чего представляют их для оценки, которая проводится оргкомитетом, и по итогам которой Жюри утверждает лучшие проекты. Результаты будут сообщаются командам и объявляются на портале https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4642/. 4. В рамках заочного тура для участников универсиады членами жюри будут прочитаны дистанционные лекции, предназначенные для того, чтобы лучше понять, что такое проект, педагогическое действие, педагогическое исследование. О времени лекций будет сообщено дополнительно. Лекции будут читаться с использованием видеоконференцсвязи, участники смогут задавать вопросы; видеозаписи лекций будут выложены на сервисе YouTube (прошлогодние лекции выложены в плейлисте https://www.youtube.com/playlist?list=PLQVksAXYJ-HtRJwuVLxW3-4T1FHyFx9wL), ссылки будут указаны на странице универсиады https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4642/. 5. Во 2-м, очном туре участвуют команды, проекты которых отобраны Жюри. Очный тур состоит в реальном осуществлении проекта на реальных обучающихся. Очный тур проводится на базе МГУ имени М.В.Ломоносова. 6. Преподаватели, сопровождающие команды, могут участвовать в обсуждении проектов, рассмотрении рецензий, допускается проведение на материале олимпиады различных педагогических исследований, не создающих препятствий или сложностей в осуществлении основных задач олимпиады. Для организации и обсуждения исследовательской деятельности на материале олимпиады-универсиады ВКонтакте создана группа «Исследовательская группа КПО» (https://vk.com/club66310356). 7. Проживание участников очного тура осуществляется за счёт МГУ, питание и транспортные расходы участники олимпиады (или организации, их посылающие) покрывают самостоятельно. III. Требования к командам, проектам, исполнению: 1. Команды могут состоять из студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей (до 30 лет), молодых учителей (до 30 лет) 2. Состав команды ограничивается количеством от 2 до 7 человек, индивидуальные проекты не рассматриваются. Каждая команда представляет только один проект. 3. Обсуждение проектов осуществляется в свободной форме, со стандартными ограничениями: употребление литературного языка (допускается профессиональный жаргон); четкость и лаконичность в выражении собственной мысли; исключение проявлений неуважения, назойливости; запрещается использование обсуждений в рекламных и коммерческих целях. 4. Скорректированные после обсуждения проекты, представленные на оценку и последующее рассмотрение Жюри, более не корректируются и не дополняются. 5. Оценка и решение о принятии или отклонении проектов принимается на основании только представленных текстов проектов. То, что было высказано в обсуждениях, но не включено в окончательный текст проекта, не рассматривается. 6. О результатах отбора Жюри сообщает всем участникам, подавшим окончательный проект, и публикует эти результаты на форуме. 7. Очный тур будет состоять в реализации (исполнении), обсуждении и анализе представленных проектов, а также (это новый элемент, появившийся в этом году) в воспроизведении педагогического действия/исследования по схеме другой командой (по жребию). На реализацию каждого проекта будет отведено не более 2 часов плюс 1 час на обсуждение проекта. На воспроизведение действия другой командой отводится такой же лимит времени (2 часа исполнение плюс 1 час обсуждение). 8. В ходе очного тура каждая команда будет готовить рецензию на работу каждой из команд (включая авторецензию). В рецензии оценке будет подлежать: а. успешность в получении заявленного педагогического результата/исследования; б. корректность используемых средств педагогических измерений; в. разбор отношения заявленной и реализованной схем действий; в. корректность построения схемы педагогического действия/исследования; г. успешность воспроизведения педагогического действия/исследования по схеме. Кроме того, в рецензиях может обсуждаться адекватность поставленной задаче используемых концепций, теорий, методики, приемов работы; актуальность выбранной задачи и пр. Избранные рецензентами критерии будут обсуждаться на заключительной рефлексии и потом – в группе ВКонтакте с точки зрения эффективности педагогической олимпиады как средства развития педагогического мышления. 9. Общая оценка выступления команды основывается на: а. оценке четкости и ясности представленного на заочном этапе проекта; б. оценке собственно исполнения на очном этапе заявленных действий; в. оценке построения схемы собственного действия/исследования; г. оценке воспроизведения действия/исследования по чужой схеме; д. оценке командой работы других команд (рецензирование); е. адекватность самооценки команды (авторецензии). 10. Предлагаемые жюри критерии оценки выступлений команд задаются в парных требованиях, задающих противоречия, для разрешения которого и требуется педагогическое мышление. Эти критерии -- следующие: Для педагогического действия: а1) Внутренний, принадлежащий обучаемому результат педагогического действия, а2) Внешняя, наблюдаемая форма демонстрации этого результата; б1) Определённость результата, б2) Вариативность в реализации процесса; в1) Целостность получаемого педагогического результата, в2) Дифференциация результата в зависимости от условий; г1) Педагогичность результата (то есть роль педагога должна быть нетривиальной), г2) Использование интерактивных методов взаимодействия обучаемых (то есть взаимодействие обучающихся тоже должно быть нетривиальным); д1) Воспроизводимость результата, д2) Оригинальность (постановки проблемы и задачи, идей, методов, средств, способов и т.п.). Для педагогического исследования: а1) Внутренний, принадлежащий исследуемому изучаемый феномен, а2) Внешняя, наблюдаемая форма демонстрации этого результата; б1) Технологичность результата (исследуемое должно быть не наблюдаемым непосредственно), б2) Инвариантность результата (результат не должен зависеть от средств и способов исследования); в1) Определённость результата исследования, в2) Вариативность в реализации процесса исследования; г1) Общность получаемого результата, г2) Конкретность изучаемого феномена; д1) Оригинальность исследования, д2) Воспроизводимость исследования. Поскольку использование такой системы критериев является экспериментальным, возможно их обсуждение и уточнение в процессе подготовки и обсуждения проектов. Обсуждение критериев проводится только в группе ВКонтакте «Исследовательская группа КПО» (https://vk.com/club66310356). На форуме сайта «Ломоносов» обсуждаются только проекты.