![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Европа – многонациональный и культурно разнообразный регион, имеющий сложную и неоднозначную историю отношений между населявшими в прошлом и населяющими его в настоящее время народами, расположенными на его территории государствами, внутри и между многосоставными европейскими нациями и целыми политическими и экономическими блоками государств. Во второй половине ХХ в., а особенно в последние годы волны массовых миграций привели к появлению групп новых жителей Европы, с которыми как на политическом, так и на повседневном уровне «старым» европейцам приходится находить общий язык и выстраивать соседские отношения. Заявленная тема предлагает рассматривать соседства как в широком, так и в узком смыслах и охватить исследовательским вниманием явления и практики выстраивания коммуникации между человеческими сообществами, находящимися в непосредственном контакте друг с другом на разных уровнях. Оптика рассмотрения соседств может быть разной. Один из ракурсов – крупный план на широких контактных зонах, международной и исторической перспективе. Другой – приближение и фокус на коммуникативных практиках между соседствующими коллективами, группами и личностями, которые составляют предмет антропологии повседневности. Актуальность темы не исчерпывается европейскими соседствами. Особую остроту она приобретает в ракурсе соседства России и ЕС в свете внешнеполитических изменений последних лет. В симпозиуме заслушаны доклады, затрагивающие следующие вопросы: - межкультурные отношения и соприкосновения народов в Европе в исторической перспективе; - сакральные локусы в Европе: ломая границы и стереотипы; - Европейские страны и Россия, традиции взаимодействия, взаимные культурные стереотипы; - соседство как феномен повседневности: локальные формы; - взаимоотношения коллективов и в коллективах; - мигранты в европейской среде: беженцы, трудовая миграция, нелегалы, вопросы интеграции, общение и взаимодействия; - контактные зоны: границы и приграничные регионы, взаимодействие, коммуникативные практики; - конфликты: причины, практики урегулирования, разрешение кризисных ситуаций и т.д.; - полевая работа при изучении соседств: рефлексивный взгляд, возможности и границы, трудности, разница перспектив (российская школа этнографии vs. европейские и американские школы) и т.д.