ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В целях развития взаимодействия МГУ с общеобразовательными учреждениями Москвы, повышения качества школьного образования в России и в соответствии с Программой развития МГУ до 2020 года, биологический факультет в конце августа 2016 года провел на Беломорской биологической станции имени Н.А. Перцова 4-ю научно-практическую Летнюю Школу для учителей биологии и экологии имени профессора М.В. Гусева «Актуальные проблемы современной биологии: практическая биология школе». Беломорская биологическая станция Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (ББС МГУ) – учебно-научный центр МГУ, созданный для организации и проведения морских научных исследований в северном регионе и для проведения полевых студенческих практик. Она расположена на Карельском берегу Кандалакшского залива Белого моря в 15 км от железнодорожной станции Пояконда. Территория ББС входит в природный заказник «Полярный круг». Школа для учителей на Беломорской биостанции проходила впервые. Пребывание гостей на ББС было ограничено по времени и количеству участников. В связи с этим в работе 4-й Школы смогли принять участие только 26 учителей биологии. Цель летней Школы состояла в углублении представлений учителей по традиционным темам школьного биологического образования, олимпиадного движения, новейшим достижениям биологии, а также в освоении опыта использования новых образовательных технологий и подходов, и в первую очередь, практических экспериментальных занятий. В программу работы Школы входили тематические пешеходные и морские экскурсии, практические занятия в лабораториях, лекции профессоров и преподавателей биологического факультета, круглые столы, дискуссии, обмен опытом преподавания, знакомство с новейшими оптическими приборными базами и разработками для учебной и научной работы. За пять дней пребывания на биостанции участники школы познакомились с природой Беломорья, некоторыми аспектами биоразнообразия моря и суши, увидели передовые технологии и методы биологических исследований в полевых условиях. На Школе проходило обсуждение проблем биологического образования, которые, по мнению участников, требуют первостепенного внимания: обновление содержания учебных программ, повышение у школьников интереса к биологии, способы повышения квалификации. Обмен опытом позволил, по мнению участников школы, сформировать новый взгляд на имеющиеся трудности и найти возможности их успешного преодоления. В проведении лекционных и семинарских занятий приняли участие профессора, преподаватели, научные сотрудники биологического факультета: директор ББС профессор А.Б. Цетлин, профессора Е.С.Лобакова и Г.В.Максимов; доценты Г.А.Белякова и И.А. Косевич, снс Мартьянов А.А., старшие преподаватели М.Л. Ловать и И.Ю. Сергеев, м.н.с. А.И. Лавров. Участники Школы прослушали лекции о существующих в настоящее время морских биологических станциях, в том числе и о ББС имени Н.А. Перцова, тематические лекции о паразитизме у рыб, о биоразнообразии субарктической флоры. Учителя совершили пешеходные экскурсии по территории биостанции и ботаническому саду ББС, сбор материала по беспозвоночным животным и водорослям на литорали, траление для сбора материала на судне «Студент». Для них были организованы морская экскурсия на о. Костьян и пешеходные экскурсии на Кисло-сладкое озеро, Черные щели, Верхнее озеро. Проведен круглый стол об олимпиадном движении и перспективном участии учителей с их воспитанниками в олимпиадах различной направленности, разборам олимпиадных заданий и решению задач. Обсуждены вопросы типовых ошибок участников олимпиад ПВГ и "Ломоносов", тематики заданий, подходов к их решениям, трудностям практического тура всероссийской олимпиады школьников по биологии. Школа и биостанция, расположенная вблизи Полярного круга, оставили неизгладимое впечатление у участников. По завершении Школы В Московский университет и Департамент образования г.Москвы от учителей поступили благодарственные письма в адрес организаторам, директору, сотрудникам и техперсоналу ББС. На заключительном заседании, посвященном закрытию школы, учителям были вручены сертификаты участника Летней Школы. Участие университета в профессиональном повышении квалификации школьных педагогов обогащает, насыщает инновациями, активизирует школьную образовательную среду и является важной и интересной задачей. Ее решение будет способствовать как повышению системной биологической грамотности, так и вовлечению в науку способных школьников.