![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
С.А.Дзикевич доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова ХХ Международный эстетический конгресс (20th International Congress of Aesthetics) Отчет об участии Международные конгрессы по эстетике (ICA) проводятся под эгидой Международной эстетической ассоциации (IAA) с 1913 года c перерывами на мировые войны и собирают исследователей в этой области из всех регионов мира. Конгрессы имеют экстраординарное информационное и координирующее значение для развития всех отраслей эстетического знания, а во многом также и для художественных практик. Роль Конгрессов без преувеличения может быть определена как глобальный фактор интеграции исследований в эстетическом поле , поскольку способствуют преодолению пространственной, культурной и методологической изоляции как негативных факторов развития всякой науки, и эстетики в том числе. Конгрессы также дают беспрецедентную возможность получить представление о многообразии эстетических исследований на момент проведения, сделать выводы о некоторых тенденциях развития эстетического знания в мире, предоставляют ни с чем не сравнимую возможность прямого взаимообогащающего общения коллег со всего мира. Конгресы оказывают также и сами весьма серьезное влияние на дальнейшее тематическое и методологическое развитие эстетических исследований в мире. Это можно сказать, например, о докладах, сделанных в разное время на Конгрессах Р.Ингарденом, В.Вельшем, А.Берлеантом, Н.Кэроллом и некоторыми другими широко известными участниками этих событий. Международные конгрессы по эстетике, практика которых перешла 100-летний рубеж в 2013 году, имели разную периодичность . Современные Конгрессы, возобновленные после Второй мировой войны сначала (с 1956 года) проводились регулярно один раз четыре года, а затем (с 1995 года) стали проводиться раз в три года, и эта периодичность сохраняется до настоящего времени. XX Международный конгресс по эстетике был организован IAA, стремящийся стратегически осмысленно распределять места проведения Конгрессов на карте мировой эстетики, в Сеуле, столице Республики Корея . Это свидетельствует о заслуженном уважении как к этой стране, так и высокой оценке перспектив научного развития дальневосточного региона в целом. Конгресс был был подготовлен Международной эстетической ассоциацией при организационной поддержке Корейского эстетического общества и инфраструктурном обеспечении Сеульского национального университета – одного из крупнейших академических центров дальневосточного региона. На Конгресс заявили свои доклады более 450 исследователей, непосредственно же приняли участие около 350 из них – вероятно, отдаленность Южной Кореи от Европы, а также душный влажный климат в июле сказались на решении некоторых ученых лично принять участие в этом важнейшем. Были и причины социально-политические причины, не позволившие это сделать: многие турецкие эстетики не смогли принять участие в работе конгресса из-за июльских событий в их стране. Впрочем, на Конгрессе была обеспечена возможность удаленного участия: доклады некоторых турецких ученых зачитывали представители Оргкомитета, А.Берлеант принял участие в работе Конгресса по скайпу. На Конгрессе были представлены участники из 38 стран. Самыми многочисленными были делегации от Южной Кореи, Японии и Китая (103, 79 и 63 участника соответственно). Крупной была делегация из США (21 участник). Из европейских стран наиболее многочисленными были делегации из Польши, Финляндии и Франции (по 9 участников). Россия была представлена 5 участниками. Если проанализировать темы заявленных докладов, то оказывается, что в представленных на Конгрессе докладах наиболее упоминаемыми философами были Платон, Ницше, Делез и Рансьер; чаще всего встречающиеся понятиями стали «прекрасное», «эстетический опыт», «тело», «окружающая среда»; из видов искусства докладчики чаще всего обращались к кинематографу и музыке. Всего на конференции было представлено около 360 докладов. Программа была составлена таким образом, что каждый участник мог, исходя из собственного интереса, спланировать собственную траекторию участия в работе конгресса. После торжественной церемонии открытия, включавшей в себя приветствия Президента Корейского эстетического общества и Президента Сеульского национального университета, а также впечатляющее награждение победителей конкурса молодых исследователей, проведенного с особым вниманием в рамках подготовки Конгресса, началась практическая работа форума. Проведение конскурса работ нового поколения эстетиков, их поддержка должны быть отмечена сразу особо – это будущее эстетической науки, и такая работа станет приоритетной в работе нового Российского эстетического общества, нал созданием которого работают авторы настоящей статьи. Конгресс проходил под общим тематическим девизом «Эстетика и массовая культура» , и именно специфическим проблемам собственно массовой культуры было посвящено большинство пленарных докладов. Первую пленарную сессию Конгресса на правах хозяина открыл старейшина корейской эстетики Биюнг Нам Ох (Byung-nam Oh) с докладом «Попытка определить искусство в пределах понятия исполнения». В докладе отстаивалась идея, что эстетическая теория сделает большой шаг вперед, если откажется от традиционного подхода к искусству, основанного на внимании к творцу, реципиенту и самому произведению искусства, в пользу подхода, в основе которого лежит анализ акта исполнения, который свойственен, по мнению исследователя, не только т.н. исполнительским искусствам, но и всему искусству в целом. Исполнение, согласно взгляду корейского эстетика, состоит в первичном единстве взаимодействующих и взаимопроникающих чувств, за счет чего искусство обращается к прото-уровню человеческого существования, на котором основаны более высокие уровни – наука и философия. В конце концов, утверждает этот ключевой корейский докладчик, искусство, если его определить через акт исполнения, можно сравнить с кипящей лавой внутри вулкана, что он очень точно отсылает исследователя к динамической стороне эстетической реакции. Иных методологических позиций в своем пленарным докладе «Аффективное вовлечение и массовое искусство: рефлексы, эмоции и настроения – позитивные и негативные» придерживался патриарх американской эстетики Ноэль Кэрролл (Noel Carroll). Он отметил, что массовое искусство во многом основано на эмоциональных реакциях, подразумевающих череду парадоксов. Таковы парадокс негативной эмоции (массовое искусство эксплуатирует страх, жестокость, которые вместо того, чтобы отталкивать, напротив, привлекают массового зрителя), парадокс вымысла (массовое искусство активно использует вымышленные миры, которое именно потому, что они вымышлены, привлекают массового зрителя) и другие парадоксы. Н.Кэрролл особо отметил возрастающую роль визуальных нарративов в массовом искусстве для формирования моральных эмоций. Сообщение Н.Кэрролла на Конгрессе, как и в других событиях, в которых он принимает участие, вызвало большой интерес аудитории и живое обсуждение. В личной беседе с автором настоящего отчета, слышавшего доклады Н.Кэролла ранее уже трижды на других конференциях и обсуждавшего с ним истоки его теории интерпретации, американский философ указал, что на него глубокое влияние оказали эстетические и теоретико-текстологические взгляды М.М.Бахтина и его методология анализа текста Франсуа Рабле. Проблемам оппозиции «высоких» норм теоретически обоснованного эстетического вкуса и практик массового искусства был посвящен и пленарный доклад японского эстетика Кеничи Сасаки (Ken-ichi Sasaki), характерно названный «На фронте: эстетика против популярного искусства и массовой культуры». Японский исследователь отметил различие европейской и японской линий развития массового искусства. Он указал, что это связано с различной интерпретацией «высокого» и «низкого», а также их влияния на творчество в европейской и японской культурах. Докладчик сделал вывод, что при всех раздичиях есть общая задача эстетики, заключающаяся в том, чтобы препятствовать распространению во всех культурах вульгарных, сниженных, примитивных норм вкуса. Канадский эстетик нового поколения Доминик Лопес (Dominic Lopes), успевший уже приобрести значительную известность в международном эстетическом сообществе, в споем пленарном докладе «Эстетическое посредничество в массовой культуре» сосредоточил свое внимание на конвенциональном происхождении критериев эстетической оценки всех феноменов, находящихся в зоне эстетического контакта с ними публики. Он указал на то, что представление о том, что эстетически более совершенно в очень высокой степени зависит от развития человеческой деятельности, появления ее новых форм, так что новые явления не могут оцениваться по старым критериям. Докладчик подчеркнул безосновательность противопоставления новых форм деятельности, и творчества в искусстве в том числе, эстетическим нормам прошлого, поскольку новые формы творчества порождают новые нормы, и они должны быть реконструированы эстетиками для оценки эстетической ценности того или иного проявления плодов человеческой деятельности, и в том числе тех, которые традиционно относятся к массовой культуре. Пленарный доклад французского эстетика Эли Дюринга (Elie During), провокативно названный «Какой могла бы быть спекулятивная эстетика», был посвящен проблемам теоретического самосознания современной эстетики. В докладе развивались идеи «спекулятивного реализма» – философского движения, основанного в 2007 г. и набирающего силу благодаря усилиям таких авторов, как А.Тоскано, Г.Харман, К.Мейясу и др. Исследователь отмечает, что современное искусство все чаще ориентируется на создания новых областей опыта, которые связаны не столько с «человеческим, слишком человеческим», сколько с областью вне-человеческого (например, искусство животных). Кроме того, развитие цифровых технологий переформатировало классическое представление о пространстве и времени в человеческой жизни, возникают новые вариации хронотопа. Э.Дюринг ввел понятие «плавающее время», которым, по его мнению, характеризуются формы современного эстетического опыта. На фоне возросшего в мире интереса к спорту особое внимание привлек доклад германского исследователя Гюнтера Гебауэра на тему «Представляя доминирование, случай и эмпатию: Homo ludens в современном спорте». Прекрасно оперируя классическими аргументами классической эстетической эстетики и теории культуры, в частности, через содержательный диалог с Й.Хейзингой, докладчик экспонировал диспозиционные эмоционально привлекательные элементы такого массового спортивного зрелища, как футбольная игра. С основаниями, представленными в виде обильного и чрезвычайно репрезентативного фактического материала докладчик показал, что футбол привлекает зрителя прежде всего с точки зрения итогового результата, а как психологический процесс соревнования характеров, темперамента, исполнительского мастерства, определяющего уникальную драматургию каждого матча, которая, в действительности и приносит зрителям эстетическое, без всяких натяжек и преувеличений, эстетическое удовольствие. По аналогии выводы Г.Гебауэра могут быть экстраполированы и на другие спортивные зрелища, ставшие едва ли не самым заметным явлением массовой культуры, которое, к тому же породило целую систему сопутствующих явлений (тиражируемые образы, формы поведения, сообщества, мода). В рамках тематических секций автор отчета обратил внимание на различные сообщения в рамках своих научных интересов, присутствовал в разных группах в разное время, и поэтому составил более или менее целостную картину дискуссий. Ради экономии пространства не упоминая названия секций, далее автор излагает обратившие на себя внимания позиции, заявленные их участниками. В докладе финского эстетика Осси Науккаринена (Ossi Naukkarinen), названном «Эстетика, рассмотренная через «Web of Science» и другие цифровые базы данных», затрагивалась непростая тема, знакомая многим современным ученым. Помимо любопытных данных о том, как представлены эстетики в базах данных (например, самым цитируемым эстетиком настоящего по базе данных «Web of Science» на данный момент является упомянутый нами в самом начале описания дискуссии на Конгрессе Н.Кэрролл, а из эстетиков прошлого – И.Кант), в докладе были названы и проблемы, с которыми современные базы данных не справляются (нет монографий, представлена лишь часть журналов по эстетике, не индексируются изображения и звуки, анализ которых для эстетических исследований может быть не менее важным). Также в докладе отмечалась роль альтметрики (т.е. альтернативе классической наукометрии, основанной на данных из социальных сетей) для науки в целом и для эстетики в частности. Действующий президент Американского эстетического общества Синтия Фриланд (Cynthia Freeland) в докладе «Мультисенсорное кинематографическое восприятие» необычным образом рассматрела проблему скрытой синестезии. Она проанлизировала, каким образом кинематограф может работать со вкусовыми ощущениями. Для этого она, во-первых, разобрала некоторые примеры, из которых видно, что визуальные образы могут вызывать вкусовые ощущения; во-вторых, обратилась к феномену мультимодальных рецепторов, к которым некоторые современные режиссеры реферируют в своем творчестве; в-третьих, обратила внимание на различные культурные аспекты, которые также могут способствовать формированию «вкусового кино». В формате круглых столов была сосредоточена дискуссионная проблематика, которая станет актуальной в самое ближайшее время по мнению заявителей и участников этих площадок. С этой точки зрения обращает на себя внимание круглый стол «Массовое искусство/культура и эстетика городской жизни», в котором принимал участие уже отчетливо нами охарактеризованный Н.Кэрролл, а также сразу два Президента IAA недавнего времени – американский исследователь Кертис Картер (Curtis Carter – президентский срок 2010 - 2013) и китайский эстетик Гао Джанпин (Gao Jianping, президентский срок 2013 - 2015). Профессор Гао Джанпин, который на своей родине играет очень заметную роль в Академии наук КНР выступил с докладом, который не просто представляет общепрофессиональный интерес для эстетиков, исследующих проблемы эстетических реакций, связанных с текущей массовой культурой, но также и специальный интерес для аналитиков современной китайской культуры и процессов в современном китайском философском дискурсе. В докладе китайского эстетика, сделанном в полном соответствии с укоренившейся в этой стране установкой конструктивного постмодернизма было обнаружено очень хорошее понимание теоретической иерархии проблем в эстетическом знании, однако эта иерахия не экспонировалась прямо, непосредственное внимание докладчика было сосредоточено на истории и текущем состоянии киберлитературы в китайском сегменте Интернета. Докладчик представил очень точные и редкие сведения о становлении и современном состоянии Сети и сетевой культуры в Китае, о переходе литературы из офф-лайн- в он-лайн-состояние, а также о формировании сетевой литературы (cyberliterature) как таковой в Китае, ее тематиками, спецификой текста и отношениями как с культурной средой как в Сети, так и вне ее. Доклад китайского спикера вызвал живой интерес и дискуссию с участием Н.Кэррола и автора настоящего отчета. Значительный теоретический интерес представлял круглый стол «Эстетика и феноменология», где финский эстетик Арто Хаапала (Arto Haapala), выступавший с докладом «Что делает эстетику феноменологической», отстаивал идею, что всякая эстетика является, по сути, феноменологической, поскольку подразумевает анализ эстетического опыта. Ирландский исследователь Джеральд Сиприани (Gerald Cipriani) в своем сообщении сформулировал вопрос об отношении эстетики и феноменологии еще более фундаментально, обратившись к тому, что делает феномены эстетическими. В работе круглого стола приняли также докладчики из Японии, Италии и Тайваня. Широкое представительство на этом тематическом круглом столе свидетельствует о стойком и последовательном интересе к феноменологической методологии и феноменологическим подходам в эстетических исследованиях во всем мире. Проблематика секции вызвала энергичную дискуссию участников, а содержательные обсуждения ее хода в кулуарах Конгресса. Отдельного внимания заслуживает круглый стол, организованный при непосредственном участии российских участников Конгресса. Он был скоординирован ими в электронной переписке задолго до начала этого форума. Идея этого круглого стола, получившего название «Проект международного глоссария современной эстетики и искусства» была предложена профессором Б.Ф.Орловым (Екатеринбург, УрГУ) на VI Овсянниковской международной эстетической конференции (2014) и поддержана С.А.Дзикевичем (Москва, МГУ) и А.Е.Радеевым (Санкт-Петербург, СПбГУ). Все российские участники проекта представили международному эстетическому сообществу свои точки зрения на содержание и организационные элементы этого масштабного электронного проекта, который должен стать международной специализированной сетевой энциклопедией по проблемам современной эстетики и современного искусства. Следует заметить, что этот круглый стол и проект глоссария в целом стал прекрасной площадкой для содержательного взаимодействия и сотрудничества российских эстетиков с исследователями из других стран. Круглый стол собрал значительное количество участников Конгресса из разных стран, проявивших живую заинтересованность и готовность к участию в проекте, помимо российских участников с докладом о своей точке зрения на проект выступил также видный представитель современной эстетической мысли Сербии Мишко Сувакович (Miško Šuvakovic) . Обращаясь к участию в конгрессе российских докладчиков, следует сказать, что их было 5: помимо троих упомянутых в предыдущем абзаце инициаторов круглого стола в Конгрессе принимали участие также Г.П.Климова (Екатеринбург, УрГАХУ) и М.А.Ромакина (Москва, МГУ, факультет журналистики). Все докладчики за исключением координации усилий в описанном круглом столе работали независимо друг от друга, заранее подали свои доклады на сайт Конгресса в разные тематические секции сообразно своим текущим научным интересам, и эти доклады были одобрены Оргкомитетом, а абстракты докладов опубликованы в сборнике Конгресса. Все доклады были сделаны на английском языке – основном рабочем языке Конгресса. Кратко излагаю содержание своего сообщения в секции Конгресса, чтобы передать, как философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова был представлен на этом форуме. В докладе С.А.Дзикевича, названном «Природа и окружающая среда как теоретические проблемы эстетики», сделанном на секции «Эстетика окружающей среды и экология» были проанализированы несколько ключевых проблем этого важного и актуального направления эстетического дискурса. Прежде всего, была рассмотрена проблема периодизации, содержания и содержательной динамики эстетического анализа отношений человека с природной и социальной средой, были отмечены важнейшие персоналии этого дискурса и их содержательный вклад в него. Затем докладчик сосредоточился на современных проблемах эстетики среды, обратив внимание на необходимость тщательной проработки языка обсуждения этой проблематики внутри эстетики для того, чтобы можно было эффективно взаимодействовать в диалоге с участниками междисциплинарного экологического дискурса в целом. Здесь С.А.Дзикевич обратил внимания на явные достижения мировой эстетики, указав на важные позиции российских исследователей в этой глобальной интеллектуальной работе: практически одновременно и независимо друг от друга такие авторитетные мыслители, как А.Берлеант и Д.С.Лихачев, ввели в оборот очень близкие по содержанию понятия «эстетика культуры» (Берлеант) и «экология культуры» (Лихачев). Проанализировав содержательные контексты происхождения обоих терминов, С.А.Дзикевич предложил использовать эту терминологическую площадку для проработки специализированного языка эстетики среды. В заключение докладчик внес предложение о создании в рамках IAA постоянно действующей рабочей группы по изучению эстетической проблематики среды, которая собирала бы материалы из разных регионов мира, поскольку наряду о общими проблемами, с которыми сталкивается человечество в этом отношении, есть класс проблем регионального типа, которые должны быть осмыслены и получить обсуждение международного уровня для сохранения культурной идентичности всех пространств на территории Земли. Доклад и предложения получили дальнейшее обсуждение с исследователями из разных стран. Подводя итоги Конгресса, можно выделить несколько ключевых моментов, которые стали очевидными в его ходе. Конгресс показал устойчивый интерес к конструктивному и содержательному развитию классической эстетической теории как главному источнику фундирования эстетического дискурса в ответе на вызовы современного мира. Переосмысление прекрасного и возвышенного, место эстетического опыта в современных условиях, возвращение эстетики к айстесису (aesthesis) как базовой теоретической лексеме этой в высшей степени специализированной философской науки – далеко не исчерпывающий перечень классических тем, так или иначе выступавших общим фоном для многих докладов на Конгрессе. Конгресс также показал отчетливую тенденцию по расширению предметного поля эстетики. Соотношение эстетики и политики, роль когнитивных наук для эстетики, исследования в рамках эстетики новых медиа – эти темы продолжают беспокоить современную эстетику, и можно ожидать, что эти и другие области исследования позитивно скажутся на развитии эстетики в целом. Нельзя не отметить и то, что многие доклада на пленарных и тематических секциях, а также на круглых столах Конгресса затрагивали вопросы сопоставления и диалога восточной и западной эстетических традиций, стремлению обеих к идейному и терминологическому взаимообогащению, конвергенции дискурсов. Автор отчета полагает, что место проведения Конгресса, сознательно избранное Оргкомитетом, сыграло в этом свою роль, имплицитно и ненавязчиво сфокусировав теоретическое внимание докладчиков на аспектах объективно возникшего активного кросс-культурного процесса внутри мировой эстетической мысли последнего десятилетия. Следующий, XXI Международный конгресс по эстетике (2019) намечено провести в Белграде (Сербия), где этот диалог будет, несомненно, продолжен, но уже в фокусе очень сложных проблем европейской идентичности и специфических процессов континентальной эстетико-философской мысли. Непосредственные результаты участия в Конгрессе автора отчета: - 2 доклада (секция и круглый стол); - публикация абстракта доклада на секции в сборнике Конгресса; - личное общение с исследователями многих стран, закрепленное последующей перепиской в Интернете; - поддержание хороших рабочих контактов с руководством Международной эстетической ассоциации (IAA) – вновь избранным и двумя прошлыми Президентами, членами Исполнительного комитета; - подготовка статьи о Конгрессе для журнала «Вопросы философии» в соавторстве с другими российскими участниками (Б.В.Орлов и А.Е.Радеев), текст которой готов и скоро будет выслан в редакцию журнала.