ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В центре внимания конференции - представление научных и протонаучных идей, технических изобретений, реальных и утопических проектов в живописи, книжной миниатюре, рисунке, гравюре начиная от поздней античности и до конца XVIII века. В докладах предполагается охватить ту специфическую область применения изобразительного искусства, когда его формы выступают не столько в виде самостоятельного объекта, обладающего собственным языком и художественной ценностью, сколько в виде вспомогательного инструмента, который средствами художественной выразительности помогает донести до понимания зрителя или читателя содержание актуальной для своего времени научной теории или изобретения. К таким формам можно отнести иллюстрации научных трактатов или учебников в рисунке, миниатюре или гравюре, технические проекты и схемы различных инструментов, машин и механизмов, планы и проекты гидротехнических, инженерных и фортификационных сооружений, картографию и многое другое. При этом, сотрудничая, художник и ученый дополняют и обогащают друг друга: научная задача стимулирует искусство вырабатывать новые формы, принципы и способы изображения, тогда как искусство, проникая в научный мир, своим интуитивным методом стимулирует научное творчество. Таким образом, художественные произведения, рожденные на пересечении науки и искусства, обретают особенные свойства, что заставляет исследовать их специфику. Организаторы конференции предлагают её участникам следующие тематические блоки для обсуждения: иллюстрации научных сочинений по механике, оптике, биологии, ботанике и пр. в миниатюре, рисунке и гравюре; изображение различных инструментов, машин и механизмов в рисунке и гравюре; иллюстрированные трактаты и учебники по фортификации, военному делу, искусству боя, изображение военных упражнений; отражение космогонических, географических и геодезических представлений в изобразительном искусстве; описания и визуальные представления отдаленных стран и народов, флоры и фауны разных местностей, историческая картография; отражение техники и методики познания как особого процесса, логические схемы, мнемотехника в изобразительном искусстве; произведение искусства как научный эксперимент: изучение природы и ее явлений посредством искусства; научное исследование закономерностей восприятия и изображения, оптики и перспективы.