ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
«Я считаю, что мировой дух скомандовал времени вперед. Этой команде противятся, но целое движется, неодолимо и неприметно для глаз, как бронированная и сомкнутая фаланга, как движется солнце, все преодолевая и сметая на своем пути», - пишет Гегель в одном из своих писем в 1816 г. Весь двадцатый век прошел под намеченным им девизом: «Время, вперед!». Однако не понятно, куда общество двигалось, двигаясь «вперед», можно ли понять характер этого движения, следуя философии Гегеля? Можно ли ускорить время? Почему возникает необходимость жить, опережая время? Почему человек хочет догнать время, быть со временем, или с теми, кто ускоряет время? Эти вопросы ставит К. Ясперс в работе «Духовная ситуация времени», которая вышла в 1931 году, и в которой также философ указывает на причину влияния на людей идеологии большевизма и фашизма. Для российских граждан старшего поколения фраза Гегеля означает, также, фрагмент музыкального произведения Г. Свиридова «Время вперед!», который использовался в качестве заставки к ежедневной информационной программе «Время» и стал музыкальным символом СССР. Г. Свиридов возвращался к редактированию сюиты на протяжении более чем десятилетия, пытаясь выразить отношение к своему времени и его героям. Три предложенных сюжета позволяют порассуждать о том, можно ли считать тему времени вопросом, который тревожит человека наряду с проблемой смысла жизни? Может ли человек/культура/общество/государство ускорить время и зачем это нужно? Как тема опережения времени раскрывается в философии и искусстве? Ускоряет или замедляет время сегодняшний человек?