ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Мы хотим предложить рассматривать спорт в рамках целостного подхода к изучению человека, ставшего столь актуальным с 60-х годов XX века, и столь характерного для творчества И.Т. Фролова и Б.Г. Юдина. Нам видится междисциплинарный подход, в основе которого лежат глубокие антропологические основания. Их понимание не сводится к организмической, телесной природе человека, хотя и включает ее. В нее входят культурно-исторические и психологические компоненты — особенности телесных практик в разные времена и в разных странах, «очевидные» доминанты психики, такие как агрессия, самоутверждение, зависть, страх, воля к власти и доминированию и т.п. Нельзя забывать также и о социальных, институциональных, культурных (скажем так: надындивидуальных) факторах. Философия спорта стремится создать такой понятийный аппарат, который позволил бы включить в целостное понимание спорта многообразие его феноменологических проявлений. Замысел симпозиума состоит в том, чтобы предложить его участникам поразмышлять над общими, - междисциплинарными, философскими — проблемами спорта, приближая их трактовку к антропологической парадигме. То есть попытаться свести дискуссионные вопросы философии спорта к единому основанию. Глобальная задача - объединить антропологически ориентированные философские дисциплины (как, например, антропология тела), гуманистические концепции философии спорта, комплексно-ориентированные естественнонаучные подходы (как, например, кинезиология и интегративная антропология) и критико-рефлексивные подходы философии науки и биоэтики. Спорт — и массовый, и элитный — это самое распространенное средство конструирования человеком самого себя, симбиоз субъектного и объектного начал. Отличительной особенностью физкультурно-спортивной деятельности является то, что она направлена на изменение самого субъекта деятельности, то есть на саморазвитие индивидуальности в медико-биологическом, психологическом и педагогическом отношении. Философское осмысление спорта создает основания для построения философской антропологии достижений или философской антропологии «человека как творческого достигающего существа» (Г. Ленк). «Человек спорта» представляет особый интерес для философской антропологии, поскольку личное достижение — это основа идентичности, это максимальная психофизическая актуализация.