ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Библейская секция ХХХI Ежегодной Богословской Конференции ПСТГУ посвящена проблеме церковной рецепции историко-критического метода в исследованиях Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Появившийся ещё в XVI веке в Западной Европе и широко распространившийся в XVIII–XX веках историко-критический метод в настоящее время прочно укоренился в библеистике, и без него стало немыслимо какое-либо научное изучение Библии. Однако приверженность этому методу вкупе с рациональным подходом к Писанию привели к тому, что библейские книги стали восприниматься академическим сообществом не более как часть Ближневосточной литературы. А полученные благодаря данному методу выводы и гипотезы (например, «Документальная гипотеза» происхождения Пятикнижия, основанная на работах В. де Ветте, Ю. Велльгаузена и др., или так называемый «поиск исторического Иисуса», начатый в трудах Д. Штрауса, Э. Ренана и проч.) вступили в противоречие с традиционными христианскими воззрениями на Библию. Это касалось и авторства библейских книг, и времени, и истории их написания, а через это и всей библейской истории, в том числе происхождения ветхозаветной религии и христианства. Дореволюционные представители российской церковной науки (Ф.Г. Елеонский, П.А. Юнгеров, В.П. Рыбинский, прот. Н. Елеонский, Н.Н. Глубоковский и многие другие) ответили на критические гипотезы западных исследователей рядом апологетических трудов, в которых (в том числе с помощью того же историко-критического метода) отстаивался традиционный взгляд на Св. Писание. Вместе с тем ряд церковных отечественных ученых ХХ века (А.В. Карташов, прот. Алексей Князев, прот. Александр Мень и др.), восприняли многие идеи, связанные с историко-критическим подходом к Библии. И, в целом, в отечественной церковной науке последних ста лет наблюдается тенденция к переходу от радикального неприятия критических гипотез к признанию отдельных выводов и предположений библейской критики. Однако, в свою очередь, эта тенденция некоторыми православными богословами оценивается как отступление от церковного понимания Св. Писания. Поэтому до сих пор в Православной Церкви вопрос о применении историко-критического метода при изучении Библии остаётся открытым и требует дальнейшей разработки и обсуждения. В связи с этим на планируемой секции предполагается обсудить, в частности, следующие вопросы: Каковы границы применения историко-критического метода при изучении Св. Писания? Что делать, если результаты, полученные в историко-критическом исследовании Св. Писания, входят в очевидное противоречие с тем пониманием Библии, которое существует в церковной традиции? Можно ли сочетать историко-критический метод с подходом, принятым в святоотеческой экзегезе? Как применение историко-критического метода соотносится с тем ключевым суждением Церкви, что Писание богодухновенно, что оно есть Слово Божие? Как применение этого метода соотносится с тем, что в Библии описываются многочисленные чудеса (сверхъестественные события), которые по определению выходят за рамки данного метода? Имеются ли положительные (с точки зрения церковной традиции) примеры (в настоящем и прошлом) применения историко-критического метода при изучении Библии? Какие есть отрицательные (с точки зрения церковной традиции) примеры применения историко-критического метода при изучении Библии? Допустимо ли (и, если да, то в каком объеме) использование историко-критической (позитивистской) методологии при изучении Священного Писания в базовых курсах духовных школ? Приглашаем всех заинтересованных в этой проблематике исследователей принять участие в работе секции. Приветствуются доклады как анализирующие и обобщающие опыт прошлого, так и представляющие новые, оригинальные наработки. Выступления могут быть посвящены частным примерам применения историко-критического метода при изучении отдельных библейских книг, но также возможно обращение к общетеоретическим вопросам.