ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
«Где кончаются слова, там начинается музыка», ¬— эта фраза Гейне воспроизводит расхожую мысль о том, что словам не под силу охватить реальность звукового мира. Тем не менее во многих художественных, научных, публицистических и культурных практиках словесное описание звука оказывается необходимым. Речь идет не только о собственно «звуковых» дисциплинах ¬таких, как фонетика или музыковедение, но и о более широких сферах: философии, музыкальной журналистике, киноведении и, конечно, художественном письме. Язык, работая в логике значимых различий, и в самом деле лучше приспособлен для описания визуального мира, в котором границы между предметами кажутся определенными и устойчивыми. Звуковая реальность обладает намного большей пластичностью, ее устройство ¬многослойно и нелинейно. Она поддается языковому описанию только в метафорическом, а значит — всегда окольном, не попадающим «прямо в точку» ключе. Но, как писала Эмили Дикинсон, «success in circuit lies»: эта окольность освобождает пространство для неожиданных соположений, новых озарений и концепций. Кажется неслучайным, что проблематика говорения о звуке стала одной из центральных для относительно молодой междисциплинарной области исследований, известной по-английски как sound studies. Именно эта тема и будет ключевой на нашем круглом столе. К участию приглашаются специалисты из различных дисциплинарных полей: филологи, философы, критики, саунд-артисты, киноведы, культурологи и др. В работе круглого стола примет участие Саломэ Фёгелин (Salomé Voegelin), профессор Лондонского колледжа искусств, автор книг Listening to Noise and Silence: Towards a Philosophy of Sound Art (Continuum, NY, 2010), Sonic Possible Worlds: Hearing the Continuum of Sound (Bloomsbury, 2014) и со-редактор сборника Colloquium: Sound Art and Music (ZeroBooks, John Hunt Publishing, 2016), а также другие иностранные участники. Основной вопрос, который мы хотели бы адресовать участникам ¬— каким образом в их исследовательской или творческой сфере устроен «звуковой язык» и какие практики он обслуживает?