![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
О том, как государство собирает и анализирует обратную связь для поддержки принятия решений, какие инструменты для этого используются и каковы эффекты такой работы, 3 апреля в Москве на площадке Координационного центра Правительства Российской Федерации говорили участники конференции «Обратная связь от граждан: современные методы и сервисы анализа данных». «Одна из базовых ценностей Правительства – это клиентоцентричность, все сервисы государства должны быть ориентированы на потребности людей. С одной стороны, есть интересы государства, к которым относятся национальные цели развития, с другой стороны, есть реальные потребности каждого из нас – людей, которые живут в России. Задача Правительства – найти баланс интересов между этими двумя сторонами. Поэтому обратная связь от граждан критически важна для реализации миссии Правительства, ориентированной на общество», - сказал в приветственном слове первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, заместитель руководителя Координационного центра Правительства Российской Федерации Дмитрий Годунов. Он подчеркнул, что сбор данных обратной связи и комплексный анализ общественного мнения является одной из важнейших задач Координационного центра Правительства. «Мы мониторим социальные настроения, ожидания, запросы, обращения граждан, тестируем и исследуем различные гипотезы прежде, чем они реализуются. Оцениваем риски, выявляем тенденции, предсказываем точки социальной напряженности. Наша конференция – это возможность обсудить методологию сбора и анализа обратной связи от граждан, используемые для этого современные инструменты, а также поделиться друг с другом опытом», - рассказал Дмитрий Годунов. Пленарное заседание конференции, посвящённое обсуждению актуального состояния индустрии анализа обратной связи, стартовало с презентации Карты индустрии анализа обратной связи 2024. Карта была сформирована в результате опроса экспертного сообщества – ключевых участников индустрии анализа обратной связи, среди которых представители госструктур, отвечающих за практику принятия решений с учетом различных типов данных, социологических организаций, научного сообщества, коммуникационных агентств и разработчиков ИТ-решений. На карте представлены источники данных и инструменты их анализа и визуализации. Согласно исследованию, 71% респондентов для изучения общественного мнения учитывает информацию из отзывов и обращений граждан, 83% – обращаются к результатам социологических исследований, 96% – используют анализ СМИ и социальных медиа. При этом для изучения данных из СМИ и соцмедиа 75% опрошенных применяют автоматизированные системы мониторинга и анализа. «Мы видим, что подавляющее число российских государственных структур и организаций, заинтересованных в изучении обратной связи от граждан, обращаются к социальным медиа. Часто этот источник информации становится отправной точкой в процессах мониторинга социальных проблем, - сказала управляющий партнер Brand Analytics Наталья Соколова. - Преимущества соцмедиа как источника данных – в их оперативности, информативности и охватности. С одной стороны, соцмедиа отражают, что волнует людей в моменте, а автоматизированные системы аналитики помогают оперативно увидеть проблемные ситуации или оценить реакцию общества на социально значимые события и государственные инициативы. С другой стороны, анализ социальных медиа имеет профилактический эффект, так как помогает увидеть проблему в начальной стадии и выстроить стратегию развития государственных инициатив для минимизации проблемы в будущем». Несомненно, информация, полученная из соцмедиа, требует верификации другими источниками данных, например, путём сопоставления с объективными показателями. Участники конференции поделились своими практиками успешного сочетания разных каналов и методов сбора и обработки обратной связи от граждан. Это и госсервисы, и классическая социология, и госстатистика, и, конечно, анализ соцмедиа. Аналитика соцмедиа – индустрия молодая, она только формируется, но она уже доказала свою ценность при выработке важных управленческих решений органами государственной власти. Говоря об актуальном состоянии и перспективах развития индустрии анализа обратной связи от граждан, эксперты отметили ряд ключевых трендов. Первое и главное: госструктуры, отвечающие за практику принятия решений, сегодня стремятся к использованию обратной связи не только для оперативного реагирования на уже свершившиеся события, но и для стратегического прогнозирования возможных проблемных ситуаций и перспективного планирования важных государственных проектов. Второе значимое наблюдение, с которым согласилось большинство спикеров: будущее социологии как науки и как одного из важнейших способов изучения общественного мнения – за цифровой социологией. Ещё один ключевой тренд связан с использованием технологий машинного обучения для анализа всех источников обратной связи от граждан. Кроме этого, эксперты конференции отметили, что совместное использование данных различной природы для верификации информации уже стало базовым принципом для принятия управленческих решений на различных уровнях госуправления. Мероприятие организовано Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации при поддержке компании Brand Analytics – разработчика лидирующей на российском рынке системы анализа соцмедиа и СМИ (согласно рейтингу Adindex). Спикерами конференции стали представители Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, АНО «Национальные приоритеты», АНО «Диалог», Ситуационного центра Губернатора Тульской области, ВЦИОМ, Фонда «Общественное мнение», НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента и исследовательского холдинга «Ромир», Brand Analytics, Яндекс. Взгляд, «Мегапьютер Интеллидженс», 3iTech, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГТУ им.Н.Э. Баумана, НИ ТГУ и др.