ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Северные территории России играют важную роль в экономике нашей страны. На Севере России добывается более 90% природного газа, три четверти нефти, подавляющая часть золота, алмазов, меди и никеля, производится весь апатитовый концентрат, половина лесной продукции, вырабатывается 20% электроэнергии. Ресурсы Севера и Арктики являются основным источником валютных поступлений в страну. На территории Севера производится пятая часть национального дохода страны при его доле в численности населения около 8%. В районах Севера располагается густая сеть магистральных транспортных коммуникаций, включающая международные авиалинии, морской и железнодорожный транспорт. Особая роль в транспортном обслуживании северных территорий отводится стратегической транспортной магистрали России — Северному морскому пути — кратчайшему морскому пути между рынками Западной Европы и Тихоокеанского региона. В XXI веке серьезное влияние на хозяйственную деятельность в Северных регионах России и Арктике будут оказывать процессы глобального потепления. В условиях ожидаемого уменьшения сложности ледового плавания в Арктике, изменяются многие ключевые параметры не только судоходства, но и всей экономике региона. Очень высока вероятность воздействий климатических изменений на береговую инфраструктуру морских транспортных систем. Прилегающий к территории России арктический шельф становится в XXI веке основным источником углеводородного сырья, как для России, так и для мирового рынка. Чувствительность работ по освоению ресурсов на шельфе арктических морей к изменению климата и гидрометеорологической обстановке связана с воздействием морского дрейфующего льда, обломков айсбергов, штормовых ветров и волнения. Климатические условия Арктики являются постоянно действующим фактором, который определяет зону распространения многолетнемерзлых грунтов, развитие опасных гидрометеорологических процессов, увеличение погодных рисков и экономического ущерба. Арктические регионы отличаются от других регионов страны экстремальными для проживания и экономической деятельности условиями, которые оказывают отрицательное воздействие на здоровье, хозяйственные объекты и инфраструктуру. Велика зависимость от поставок топлива, продовольствия по сложным транспортным схемам в ограниченные сроки. Окружающая природная среда и экосистемы чрезвычайно уязвимы к антропогенным системам. Потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в мире в целом. Результаты исследований показывают, что имеется тенденция роста температуры, достигающая в отдельных районах (Аляска, Северная Канада, Сибирь) почти 3°С. Общий тренд для Арктики за последние несколько десятилетий демонстрируют потепление, почти в два раза превышающее средний глобальный рост температуры на планете. На большей части территории Арктики температура верхнего слоя вечной мерзлоты возросла на 1-2°С. за 30-40 лет. Площадь морских льдов в результате потепления с конца 1990-х годов к 2012 году сократилась почти в два раза. Однако в 2013 году средняя площадь льда увеличилась при общем положительном тренде температуры воздуха и воды. Являются ли процессы глобального потепления необратимыми или произойдет возврат к прежней ситуации, имеют ли они природное или антропогенное происхождение, должны демонстрировать данные мониторинга состояния окружающей среды и результаты экспедиционных морских исследований в Арктике. Современные вызовы устойчивого развития во многом обусловлены изменениями климата. Поэтому мировое сообщество все возрастающее внимание уделяет проблемам адаптации к происходящим и ожидаемым климатическим изменениям, анализу и прогнозированию угроз. Своевременные меры адаптации способствуют снижению рисков и потенциального ущерба, связанных с погодно-климатическими воздействиями и получению возможных дополнительных выгод. Исследования влияния климатических изменений на глобальном, региональном и национальном уровне, разработка мер адаптации приобретают ключевое значение в обосновании и реализации национальной политике и мер в области климата и его изменений. Всероссийская конференция организуется в соответствии с планом работы Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации на 2014 год в рамках X северного социально-экологического конгресса.