ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
С 14 по 26 сентября 2014 года под руководством Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в учебно-научном центре МГУ — Беломорской Биологической Станции имени Н. А. Перцова биологического факультета МГУ проходила Международная полевая школа для молодых учёных по методам исследования донных сообществ. Научные цели школы: 1. Междисциплинарные исследования по изучению Беломорской акватории и прибрежных зон; пополнение естественнонаучной базы знаний: a. картирование донных природных комплексов литорали и сублиторали северных морей с использованием дистанционных геофизических методов в комплексе с традиционным геологическим и биологическим отбором проб; b. регулярные наблюдения на полигонах в районе Беломорской биологической станции МГУ, находящихся в различных природных условиях: открытые берега, проливы, устья рек; и др. 2. Экологический мониторинг: изучения современных процессов осадконакопления на мелководье и их влияния на развитие донных морских экосистем. 3. Развитие междисциплинарных научных связей между российскими и иностранными естественнонаучными школами. Учебные цели школы: 1. Углубление предметных теоретических знаний по морской геофизике, геологии и экологии. 2. Формирование практических навыков проведения прикладных естественнонаучных исследований. Учебные задачи школы: 1. Демонстрация каждого этапа из полного цикла морских работ участникам школы: планирование экспериментов и полевых работ проведение полевых работ по методикам непрерывного гидролокационного профилирования, отбор биологических проб с помощью дночерпателей обработка и интерпретация полученных данных (демонстрация cпециализированного ПО Аквариум и др.) презентация и защита результатов. 2. Вовлечение участников школы в производственный процесс. 3. Расширение профессионального кругозора участников школы. Локальный уровень целей и задач Целью исследования являлось выяснение возможности дистанционного картографирования местообитаний двустворчатых моллюсков с помощью геофизических методов. Для этого были поставлены следующие задачи: • обследование полигона с помощью дистанционных геофизических методов – • проведение вспомогательных гидрологических работ (течения, съемка CTD-зондом: • визуальное классификация и дешифрирование данных ГЛБО по типам грунта: песок, • определение точек биологического gробоотбора на основе полученных сонограмм; • отбор биологических проб дночерпателями Day-grab и Океан–0.1; • определение комплексов доминирующих видов в сообществах по биомассе для каждой • совмещение дешифрированных сонограмм с данными, полученными в результате гидролокации бокового обзора (ГЛБО) и эхолокации;соленость, температура, глубина); ил, смешанные грунты; точки пробоотбора;отбора биологических проб (биомасса массовых видов); • создание модуля программного обеспечения для автоматизированной обработки сонограмм; • сравнение результатов визуального и автоматизированного дешифрирования сонограмм; • создание алгоритма по идентификации донных сообществ по типам грунтов, полученных по данным гидролокационной съемки. Программа курса включала в себя четыре основных раздела: • Лекционный курс, посвященный общим вопросам картографирования и изучения морских донных сообществ, подходов к экологическому мониторингу зон, подверженных антропогенной нагрузке; специфике Белого моря (гидрологический режим, геологическая история, биологическое разнообразие, функциональная структура прибрежных донных сообществ); теоретическим основам проведения морских исследований (традиционные методы океанографических исследований, современные дистанционные методы, включая использование подводных дистанционно управляемых аппаратов, применение аэрокосмических снимков, использование геофизических данных). • Полевая работа: в данном разделе студенты приняли участие в комплексном исследовании тестового полигона с применением всего арсенала методов, изученных в ходе лекционного курса. Практикум включал обзорные экскурсии по основным прибрежным биотопам окрестностей ББС МГУ. • Камеральная обработка результатов: в рамках этого раздела в лабораторных условиях проведены занятия по первичной обработке отобранных биологических проб и детальному рассмотрению и определению фауны и флоры, обработке и анализу литологических образцов; в компьютерном классе проходили семинарские занятия по анализу сейсмоакустических и гидролокационных данных, статистической обработке материала. • Комплексная интерпретация данных: данный раздел включает совместный статистический анализ полученных на тестовом полигоне данных, сведение результатов в геоинформационную базу данных, сравнение с материалами предыдущих исследований, подготовку отчетных материалов для публикации в сборнике.