![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Проект «Научная студия почвоведа-эколога» был реализован на факультете почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова группой молодых ученых. Проект состоит из лекций, практических работ и занятий, проводимых в инновационной форме, позволяющих получить знания, умения и навыки работы в области почвоведения, экологии и охраны окружающей среды. Экологическое профориентационное активное обучение (тренинги, мастер-классы) позволяют на практике представить работу эколога, почвоведа и смежных профессий, направлены на формирование экологического профессионального самоопределения молодежи. Планы занятий разработаны с расчетом на охват широкой аудитории разных возрастов и разной степени подготовленности за счет совместного применения традиционных и инновационных средств обучения (электронных образовательных ресурсов; аудиовизуальных – видеофильмы, фотографии, презентации, созданные авторами проекта; демонстрационных - модели почвы в разрезе на макро- и микроуровнях; приборов, используемых в современных почвенных и экологических лабораториях). Проект направлен на профессиональную ориентацию школьников и повышение уровня их мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла. Инновационные формы поведения занятий с применением информационно-коммуникативных технологий позволят в более увлекательной и доступной форме донести значимость экологических проблем общества. Каждое занятие включает в себя: проблемную лекцию и практическое занятие с применением методов активного обучения в формате деловых игр, анализов конкретных ситуаций, технологии кейс-стади, что не оставит равнодушным школьника. Социальная значимости экологических проблем для современного общества очевидна. Рост уровня промышленного производства сопровождается ухудшением экологической обстановки в региональном и глобальном масштабах. Охрана окружающей среды имеет и естественнонаучное, и социальное значение. Систематизация и углубление знаний в области охраны окружающей среды у школьников позволит осознать, что экологическая безопасность – важная составная часть национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо, чтобы подрастающее поколение знало механизмы обеспечения охраны окружающей среды. Распространение знаний по экологии и почвоведению, создание системы представлений о функционировании компонентов окружающей среды и человека в ней позволит молодежи понять важность природоохранных мероприятий. Внесение в сознание молодого поколения основ знаний в области охраны окружающей среды является важным условием воспитания будущих активных граждан России. Повышению уровня компетентности молодежи в области экологии и охраны окружающей среды, формированию экологической культуры и посвящен данный проект. Социальная значимость проекта обусловлена еще и тем, что он проводится на бесплатной основе: школьники, проживающие в семьях с разным уровнем достатка, могут абсолютно беспрепятственно посещать занятия. Стерты границы между учащимися из разных слоев населения, увеличена доступность экологического образования. «Научная студия почвоведа-эколога» позволила систематизировать и углубить знания в области экологии и охраны окружающей среды у школьников 5-11 классов. У обучающихся сформированы основы практических навыков работы в полевых и лабораторных условиях в области почвоведения и экологии. Школьники ознакомились со стратегией экологической безопасности и путями ее реализации в Москве. «Научная студия почвоведа-эколога» позволила развить экологически ответственное мировоззрение и повысить экологическую культуру, сформировать активную позицию по отношению к существующим экологическим проблемам у учеников, повысить мотивированность к участию в научных экологических мероприятиях г. Москвы (Всероссийский фестиваль науки, Российская экологическая неделя на Красной площади и др.). Проведена экологическая профориентация молодежи. Усовершенствована учебная программа «Научной студии почвоведа-эколога», создан план-проект Методических рекомендаций по реализации проекта «Научная студия почвоведа-эколога» на базе учреждений дополнительного образования при наличии в штате специалиста-эколога/географа/почвоведа.