ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Свойство трансгрессивности мифологического нарратива рассматривается на материале религиозного мифа, выраженного средствами православного религиозного искусства. Последовательно анализируется «миф в слове» (паралитургическая гимнография), «миф в краске» (иконография) и «миф в камне» (храмовое зодчество). На основе взглядов М. Фуко и М. Бланшо предлагается следующее определение трансгрессивного мифа – это миф, преодолевающий собственные формальные и содержательные пределы. Конечный продукт трансгрессии мифа вообще трудно представим, поскольку подразумевается наблюдение и фиксация в языке длящегося состояния претерпевания мифом постоянных изменений. О трансгрессирующем религиозном мифе приходится судить по его мгновенным повествовательно-лаудационным, живописно-изобразительным и пространственно-архитектоническим слепкам. Возможный выход из создавшегося положения – это приближение к объекту исследования по касательной, скольжение на гребне волны смысла литтеральных, символических, комбинированных текстов вслед за ускользающей трансгрессией.Постмодернистская концепция трансгрессии может быть осмыслена как «матрица» градиентов двух бинарных оппозиций: «возможное–невозможное» и «известное–неизвестное», расположенных между двумя полюсами воипостазирования: «известное возможное» (человеческое) и «неизвестное невозможное» (божественное). Каждое из религиозных искусств, чьи достижения составили искомый П.А. Флоренским «синтез», имеют свои «пучки мифем» (К. Леви-Строс). Так, паралитургическая гимнография преимущественно прославляет христианский подвиг святых, во всем уподобившихся Богочеловеку («неизвестное возможное»), а «богословие в красках» (терминология Е.Н. Трубецкого) посредством эктипов репрезентирует, в первую очередь, образы Иисуса Христа и Богоматери («известное невозможное»). Встреча, диффузия, дифракция этих разнонаправленных «пучков мифем» в сакральном хронотопе храма порождает «волну смыслов», зримый шлейф трансгрессии мифа (перформативность – в терминологии А.М. Лидова), которая – волна – может быть при помощи топологического метода спроецирована на вышеозначенную матрицу.