ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе предполагается рассмотреть, каким образом экологические воззрения зависят от мировоззренческих (метафизических) установок. Теизм рассматривает сущее (соответственно, природу), как тварное, созданное Богом согласно божественному плану и находящееся от Него в не-которой зависимости. Такая установка наделяет природу особой ценностью в силу ее происхождения от Творца, способствует бережному и препятствует нигилистическому отношению к ней (что выражено, в частности в библейской Книге Бытия: Бог поселил Адама в Эдемском саду, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Напротив, атеизм способствует безудержному произволу в отношении природы, ее эксплуатации и выкачиванию ресурсов, что проявилось в нашей стране в советскую эпоху (затопление обширных территорий под водохранилища, проект «поворота сибирских рек» и т.п.) и проявляется ныне в условиях глобальной экономики («ресурсные войны», ориентация на мегаприбыль и пр.). Капитализм по своей сути оказывается не менее атеистичен, чем левые идеологии, поскольку ориентирован прежде всего на материальную прибыль (тогда как левые идеологии ставят во главу угла радикальное изменение ма-териальных условий жизни). В свою очередь идеология современных «зеленых» партий в значительной мере зиждется на установках пантеизма. Это становится ясным из основных формулировок «Зеленой хартии» – главной международной декла-рации «зеленого движения»: «Мы признаём, что человеческие существа являются частью природного мира, и мы уважаем особые ценности всех форм жизни, включая нечеловеческие её формы». Тут вполне можно вспомнить Спинозу с его «Deus sive Natura» (лат. «Бог, или Природа»). Бесспорно, такая позиция предпочтительна в сравнении с нигилистическим отношением к природе, вытекающим из атеистической установки. Однако «зеленая» идеология имеет свои крайности, одна из которых – «радикальный энвайроментализм», который иногда называют «экофашизмом». Одним из наиболее из-вестных деятелей этого направления является финский защитник природы Пентти Линкола, описывающий человеческий род как «раковую опухоль на теле природы» и выступающий с заявлениями, что война – это благо, т.к. войны способствуют уменьшению численности населения Земли. В свете рассмотренных альтернатив наиболее приемлемым представляется экологическое мировоззрение, построенное на теистических установках.