ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Если мы говорим о будущем, то фокусироваться стоит не на технологиях управления или производства, а на основном капитале компании будущего. А – это люди, их желания, знания и ориентация на успех. Ситуация в наше время резко изменилась и будет меняться дальше: нет жестко закрепленных не только должностных позиций, но даже «ролевая картина» организации все больше размывается. Отсюда ожидается более пристальное внимание к личностной составляющей организационной среды. «Можно осла подвести к реке, но нельзя осла заставить пить воду» - гласит древняя персидская поговорка. Формализация - это попытка компенсировать недостаток знаний в области контроля. Когда руководитель начинает контролировать разделение функций, тогда он перестает видеть общее направление движения в целом «организационного сознания». Как только включается контрольная функция, так сразу становится очевидной задержка общего движения. Сегодня всем понятно, что скорость важнее силы. А точность важнее скорости. Это и есть – путь к успеху. А успех, согласно очень точной мысли Марины Цветаевой, это от «успеть». Тогда, все что касается «hard» части (например, формализация чего-бы то ни было, включая технологии и контроль), должно быть выведено за пределы или распараллелено основному движению организации. Возможно, лучший путь – передать эту функцию компьютеру, чтобы оно меньше места занимало в сознании организации. Энергии и целесообразности должно быть больше, а места, которое занимают аккумуляторы, должно быть меньше. На сегодняшний день тема неопределенности и перманентных изменений внутри и вне организации, является одной из ключевых проблем организационной психологии. Современный менеджмент становится все более эмоционально окрашенным и личностно ориентированным. Феномен лидерства снова на первых полосах обсуждения сообществ бизнес психологов. Понимая, что личность лидера всегда проявляется при столкновении с ситуацией, можно заключить, что одной квалификации и владения эффективными методами управления в сочетании с опробованными стратегиями сегодня недостаточно: новое время требует и нового уровня компетентности. Что это за компетентности и как они трансфомируются под влиянием текущих изменений? Давайте подробнее рассмотрим лидерские роли фасилитатора, медиатора и модератора. Слово «фасилитация» происходит от англ. facilitate–«помогать», «облегчать». Впервые как особый групповой феномен фасилитация была описана в американской социальной психологии Н. Триплеттом. В последнее время слово «фасилитация» стало достаточно модным в среде бизнес-тренеров. И в этой сфере фасилитатором называют тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса коммуникации. У большинства лидеров, эффективно управляющих своими группами, фасилитация является составной частью их лидерской роли. Рассматривая фасилитацию в качестве одной из стратегий реализации эффективного лидерства, стоит отметить, что основной целью является создание условий для эффективной групповой работы, причем достижение этой эффективности идет путем задания регламентов, ролевой структуры, организации пространства. В основные функции лидера - фасилитатора входит: • концентрация на снятии коммуникативных барьеров в начале и по ходу обсуждения; • создание условий для максимального участия всех в обсуждении; • задание этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения; • формирование необходимой ролевой структуры группы. Следовательно, лидер - фасилитатор должен обладать организационной компетентностью, которая, отражая двойную направленность процесса фасилитации (на себя и на группу), выражается, с одной стороны, в способности к организации работы группы и командообразованию, а с другой – к самоорганизации и развитию себя как лидера. Одной из важнейших характеристик роли фасилитатора является способность к управлению временем, что позволяет ему одновременно погружаться в процесс обсуждения и в какой-то степени оставаться «над ситуацией». Понятие «медиация» в конфликтологии понимается, как процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь взаимоприемлемого соглашения. Однако, медиацию можно рассматривать и как одну из лидерских стратегий работы с группой и как одну из ролей ситуационного лидера. В этом случае объектом внимания лидера - медиатора становится личность другого человека, а основная функция – работа по оптимизации психологического климата, работа с эмоциональным состоянием участников. К основным компетентностям лидера - медиатора можно отнести следующие: • влиятельность – наличие кредита доверия со стороны партнеров по коммуникации, создание внутренних условий для осуществления процессов уникализации, побуждение других к развитию. Влиятельность лидера – медиатора подразумевает умение устанавливать личный эмоциональных контакт с ведомыми; • проницательность – диагностика эмоциональных состояний других людей, оценка возможностей личностных изменений; • толерантность – готовность принять различные формы самовыражения, направления индивидуального развития партнеров, умение децентрироваться. Толерантность включает безоценочное невербальное поведение, способность принимать различные точки зрения в группе. Следовательно, лидер – медиатор обладает эмоциональной компетентностью, которая отражая двойную направленность процесса медиации, выражается, с одной стороны, в способности к самопознанию и саморегуляции, а с другой – к проницательности и устойчивости лидерской позиции. Moderator в пер. с англ. означает «регулирующий», «умеряющий», также можно перевести это слово как «председатель» или как «сведущий», что также согласуется с ролью лидера, но со стороны содержания совместной деятельности. Модеративная стратегия лидерства направлена на расширение видения проблемы партнерами по взаимодействию за счет использования вопросно-ответных процедур, соотнесения разных точек зрения, рассмотрения ситуации с различных, зачастую неочевидных сторон. Лидер – модератор, должен хорошо разбираться в теме решаемого вопроса, быть компетентным в отношении содержания. В качестве основных компетентностей лидера – модератора выступают: • динамичность мышления – способность работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, быстро переключаться с решения одной проблемы на другую; • креативность – способность продуцировать необычные решения традиционных задач, поиск способов преодоления проблем, высокая вариативность решений; • проблемная ориентация – способность отслеживать фиксировать несогласованности в различных аспектах ситуации, формулировать продуктивные противоречия . Можно сказать, что роль модератора, исторически возникшая позже других, становится одной из ключевых в современном бизнесе: ведь сложная задача почти всегда выступает краеугольным камнем деятельности команды и организации в целом. Обладая компетентностями, которые мы описывали выше, лидер будет выступать в качестве контент – лидера. Лидерство в организации – это всегда нечто большее, чем личные качества первого лица. Очень важно, как именно будет построена командная работа. И здесь становится важным овладение лидерами коучинговой культурой. В зависимости от доминирующей стратегии лидера он предпочитает тот или иной вариант коучинговой поддержки – фасилитативный, модеративный или медиативный коучинг. Подготовка коучей, которую последние 10 ведет Институт практической психологии НИУ ВШЭ основывается на учете лидерских стратегий клиентов. Накопленный опыт и междисциплинарный подход к пониманию противоречий внутри организаций и путей их решения, особый взгляд на бизнес сквозь призму современной психологии положил начало созданию многоролевой модели коуча, обладающего широким кругом универсальных компетентностей, прежде всего в таких областях, как фасилитация, модерация и медиация.