![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Возрастная психология и психология личности привлекают для исследо- вания субъективного мира человека в онтогенезе материалы личных днев- ников. Особый интерес представляет изучение особенностей самосознания личности в подростковом и юношеском возрастах, репрезентируемых в днев- никовых текстах. На данных возрастных этапах идет активное становление рефлексивного самосознания и самоопределения жизненного пути. Изучение дневников позволяет проследить внутренний план развития личности, ста- новление ее ценностных ориентаций и норм. Личные дневники – относительно распространенная форма бытования авто- биографических текстов в современной городской культуре, особенно актуаль- ная на этапах отрочества и юности. Личный дневник может выступать в двух основных значениях: как средство репрезентации самосознания (посредством ведения интимного дневника автор может репрезентировать в знаковой фор- ме свой внутренний мир); как средство организации и регуляции самосозна- ния (посредством наррации происходит структурирование процесса осознания себя в смысловых категориях и системе социальных отношений). 56 Е. Е. Чурилова Подростковый и юношеский возрасты – значимые этапы личностного ста- новления человека. Именно в отрочестве и юности «самость» человека об- ретает статус внутренней опоры мировоззрения, развиваются рефлексив- ные способности. От отрочества к юности происходят существенные изме- нения социальной ситуации развития человека, а также глубокие преобразо- вания внутреннего мира личности, становление внутренней позиции. Меня- ются ключевые личностные проблемы, требующие от развивающегося чело- века осознания и выработки собственного отношения, обретения психоло- гических средств саморегуляции, произвольности социального поведения и т. д. Интимный дневник спонтанного ведения может выступать эффективным средством разрешения этих сложных проблем возраста. Исследование значения интимного дневника в процессе взросления совре- менных девушек неразрывно связано с выявлением особенностей самосозна- ния личности и динамики репрезентации его структуры с отрочества до юно- сти в дневниковых текстах, что позволит расширить существующие знания о ключевых проблемах возраста, репрезентируемых в них; о специфике пси- хологического значения личных дневников для их авторов. Изучение данной проблематики позволит определить особенности становления рефлексивно- го самосознания автора в процессе ведения личного (интимного) дневника с подросткового по юношеский возраст. В нашем исследовании делается ак- цент на выявлении динамики репрезентации структуры самосознания лич- ности в этот возрастной период посредством ведения интимного дневника и прослеживается, каким образом изменяется его психологическое значение в процессе взросления на данных возрастных этапах.