ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
0.Определим метод так: система регулятивов преобразования данных и знаний в перспективе типичного результата (типичные регулятивы: типичное начало, категории, принципы, логика и типичный результат). Заметим, что: а) преобразования осуществляются с помощью средств; б) в науке можно выделить преобразования на трех уровнях – объективных данных, знаний и представлений; в) модели в научном познании суть средства объективации представлений; г) результаты одних исследований часто выступают началами других. В нейрофилософских исследованиях (НФИ) типичное начало и типичный результат специфичны. 1.Начала научных исследований могут различаться: в логике и математике – определения и аксиомы, в естественных науках – опытные данные, в науках гуманитарных и социальных – поведение и знания и др. В математизированной дисциплине началом часто являются разработанные ранее модели и средства. Но и в математике выбор начальных определений мотивирован предметно, а не формально. На наш взгляд, предметная мотивация определяется задачами, частично – решенными, отчасти – решаемыми. В НФИ представлено много направлений, в которых факторами мотивации применения разработанных в математике и технике средств и моделей являются: а) сложность исследуемого объекта, б) наличие методов и соответствующих им моделей, позволяющих решать абстрактные и формальные задачи, в) простые метафоры, позволяющие "приближать" сложный объект простыми "кирпичиками". Но начала разных исследовательских направлений не могут быть просто совмещены, в частности, из-за разных представлений о типичных базисных объектах. Так, исследования, где "нейро-" означает единичный нейрон, не вполне совместимы с теми, где "нейро-" означает сеть. 2.Результаты научных исследований также составляют существенную методологическую проблему. В каждом из регионов исследования результат должен быть цельным, относительно новым и относительно самостоятельным. Но явные критерии цельности, новизны и самостоятельности в случае данных часто не существуют, а в случае знаний и моделей являются спорными. На наш взгляд, в НФИ общим основанием таких критериев может стать концепт "изменяющееся воспроизводство взаимодействия". Другой аспект проблематики получения и существования результата – различие между системой методов, ведущих к результату в научном исследовании и способом существования результата как относительно самостоятельного объекта. Результат включен в научную систему лишь в соответствии с его интерпретацией. Кроме того, в сложных исследованиях есть двоякая проблема интеграции результатов разного уровня, в т.ч. промежуточных – совместимость онтологий разных уровней и переходы между ними.