ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящен лонгитюдному исследованию развития письма у русско-финских билингвов младшего школьного возраста. Исследование проводилось с помощью компьютеризированной системы регистрации письма, что позволило точно и подробно проанализировать временные и пространственные характеристики письма у детей. Получаемые таким образом данные позволяют применять различные процедуры математической и статистической обработки и анализировать влияние различных факторов на характеристики письма, такие как скорость, количество и продолжительность пауз в письме, отрывы руки, степень нажима при письме и др. С другой стороны, разработаны критерии оценки качества письма с точки зрения его графической составляющей, а также описана типология ошибок, встречающихся при письме на двух языках. С помощью этих характеристик проведен сравнительный анализ письма у русско-финских билингвов во втором и третьем классах. Испытуемые выполняли два задания – списывание и диктант – на двух языках. Статистический анализ показал, что письмо на русском осуществляется медленнее, но обладает лучшими графическими характеристиками по сравнению с финским. При этом, на фоне общего улучшения показателей выполнения заданий от второго к третьему классу, различие в письме на двух языках уменьшается. Количество ошибок, допускаемых при письме значительно выше в русском языке при письме под диктовку, однако при списывании наблюдается обратная картина: в финском языке было допущено меньше ошибок, чем в русском. Дополнительное сравнение письма у билингвов с доминантным русским и финским языками и контрольными группами русских и финских монолингвов показал, что характер выполнения заданий билингвами на доминантном языке незначительно отличается от результатов, демонстрируемых монолингвами. Таким образом, использование компьютерной регистрации письма у финско-русских билингвов дало возможность провести количественный анализ объективных характеристик этого навыка и выявить ряд различий при письме на двух языках, а также в зависимости от доминантности одного из языков.