ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Исторически сложилось так, что Сиена находилась на важном торговом пути – дороге франков или ромеев, ведущей из-за Альп в Рим, которая впоследствии стала основной паломнической артерией, известной как виа Франчиджена. Также сиенские купцы и банкиры находились в непосредственном контакте с византийцами, которые регулярно посещали город в XII-XIV вв. Экономические и географические обстоятельства позволили сиенцам познакомиться с различными зарубежными культурами, что, в частности, ярко отразилось в местном изобразительном искусстве. Наиболее активным и наглядно прослеживающимся было византийское воздействие, проявившееся в преданной и последовательной привязанности сиенских мастеров к золотым фонам, торжественно статичным композициям. Но не менее интересно влияние, которое оказывало на художественные традиции этого тосканского города искусство Северной Европы. Оно не так явно отражено в сиенской живописи, и тем более значим пример творчества Стефано ди Джованни да Кортона, также известного как Сассетта. Он, следуя традиционному руслу местного искусства, все же искал новые средства выразительности: прежде всего, во Флоренции, но, также, как мы считаем, в произведениях искусства, которые привозились нидерландскими купцами и паломниками. Это особенно наглядно проявляется в его тщательной трактовке ликов женщин-святых, особой проработке деталей тканей и ковров, а также в том, как Сассетта изображал пейзажные фоны в манере, не вполне типичной для сиенской традиции. Невозможно определить, какие именно алтарные образы брали с собой гости из Северной Европы – в сиенских архивах не сохранилось соответствующих документов, – однако в нашем докладе мы проведем параллели с аналогичными произведениями нидерландских и французских мастеров того же времени, подтверждающими заимствования сиенского мастера