ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
За последние годы не только в России, но также и в других странах мира значительно обострились проблемы транспортной безопасности, в том числе увеличился риск возникновения аварий и ЧС на железнодорожном транспорте. Созданная автором база данных техносферных аварий и ЧС, включающая в себя данные о железнодорожных авариях и ЧС, позволяет проводить мониторинг ситуации, осуществлять статистический и географический анализ собранной информации. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе многих стран мира. Это объясняется его универсальностью: способностью функционировать вне зависимости от погодных условий (кроме особо неблагоприятных ситуаций, приводящих к снежным заносам, размыву путей и т.п.), практически во всех климатических зонах и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта, железнодорожный транспорт остается основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения и считается самым надежным. По своим энергетическим и экологическим показателям он опережает авиационный и автомобильный транспорт, по перевозкам массовых грузов не имеет конкурентов (за исключением трубопроводов). В России на долю железных дорог приходится более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях. Суммарная длина российских железных дорог – 121 тыс. км, в т.ч. общего пользования – более 85,6 тыс. км. По общей протяженности железных дорог Россия занимает 3-е место в мире, после США и Китая; по протяжённости электрифицированных железных дорог – 2-е место после Китая. По данным МЧС РФ, после небольшого спада в 2011 г., с 2012 г. вновь начался рост числа ЧС и оперативных событий на железных дорогах. Основные их причины: технические неисправности и сильная степень износа (путей, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки), а также «человеческий фактор» – ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов, общее снижение квалификации работников. Одна из основных причин – излом боковых рам тележек вагонов, главным образом из-за их дефектов. Значительная часть аварий происходит на железнодорожных переездах в результате столкновения поездов с автобусами, грузовыми или легковыми автомобилями, а также мотоциклами. Причины, чаще всего, – человеческий фактор: попытка водителей автотранспортных средств «проскочить» перед приближающимся составом на неохраняемом переезде. При этом наибольшее число жертв и пострадавших возникает при столкновении поезда с автобусом. Более 4,5% всех ЧС на железнодорожном транспорте вызывается различными причинами природного характера. В базе данных за 1991-2014 гг. зафиксированы железнодорожные аварии или нарушения железнодорожного сообщения под воздействием природных факторов на территории 19 субъектов РФ. Среди отмеченных причин: снежные заносы, размыв путей, снежные лавины, деформация рельсов из-за сильной жары, оползни, селевые потоки, камнепады, половодья и др. Анализ информации, собранной автором в базе данных, позволил провести оценку риска возникновения железнодорожных ЧС на основе расчета их среднегодовой повторяемости на уровне субъектов РФ за 1991-2014 годы. Наиболее часто ЧС на железнодорожном транспорте возникают в Амурской и Иркутской областях, а также в Краснодарском крае (более 30 случаев за исследованный период), Ростовской, Ленинградской и Московской областях, Забайкальском и Хабаровском краях (более 20 ЧС).