ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В результате четвертой промышленной революции в 2010-е гг. в мире появился феномен т.н. «цифровой экономики» (ЦЭ) как сетевой информационной экономики нового технологического уклада с активным использованием высоких технологий (хай-тек), в том числе цифровых, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), на основе которых производится новый цифровой продукт. ЦЭ - это и в целом интернетизирующееся на основе цифры - двоичного кода - алгоритма и кибернетизирующееся производство как Индустрия 4.0, виртуальное распределение, обмен посредством цифровых платформ и индивидуализированное потребление новых экономических благ (товаров и услуг), которые ранее в условиях аналоговой экономики (Индустрии 3.0) не производились, а также «просьюмеризм» как производство и потребление в лице одного человека, «профессионального потребителя». Однако что же строится в современной России: «цифровая экономика» (ЦЭ) и/или «цифровое общество» (ЦО) как сетевое информационное общество 5.0 в контексте Программы Правительства РФ 2017 г. по цифровой экономике? Существует много подходов к решению вышеназванной проблемы: техно-, технологоцентристская, философско-хозяйственная, трансформационная, экосистемная, воспроизводственная, киберсистемная, институциональная. Воспроизводственный вкупе с институциональным и философско-хозяйственным подходы – эти методы способствовали решению данной научной задачи [Юдина, Тушканов, с. 195-197]. На их основе получены следующие результаты: 1. «Цифровую экономику» и «цифровое общество» можно позиционировать и как глобальные мегапроекты современности с определенными целевыми установками и средствами. Следует предположить, что цель ЦО – построение нового общества, которое может управляться посредством использования не только ИКТ, ВТ - высоких технологий (хай-тек), но и ВГТ - высоких гуманитарных технологий (хай-хьюм). Хай-тек основаны на применении микро- и наноэлектроники, локальных и глобальных компьютерных сетей (в том числе в ближайшем будущем - квантовых компьютеров). К хай-хьюм традиционно относится следующий эклектический набор: философия, гуманитарные науки, религия, разные виды искусства (дизайн, музыка и др.). Хай-хьюм - это и появившиеся еще в древности методики нематериального, духовного, воздействия на массовое сознание [Чешко, с.5]. 2. Основным трендом реформирования системы государственного управления и в целом государства позиционируется строительство государства как цифровой платформы. На мой взгляд, цифровая платформа выступает как совокупность алгоритмизированных взаимоотношений большого количества субъектов, которые, во-первых, могут перестать быть субъектами, и, во-вторых, соединены посредством информационной, кибернетизирующей, интернетизирующей системы, приводящей к уменьшению трансакционных издержек. Программа Правительства России по цифровизации до 2024 г. включает пять основных направлений: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Так где там ЦЭ? Там ЦО. Тогда государство – это цифровая платформа, а не мы-страна с Государем? 3. «Цифровая экономика» формируется в контексте Общества 5.0., а в будущем и Общества 6.0, а также Индустрии 4.0 и в принципе Госплана 2.0. «Общество 5.0» (Япония) позиционируется авторами этого концепта как целостность физического и киберпространства с целью решения социальных проблем и создания устойчивого экономического роста. Для полного развития интернета вещей, интернета идей, интернета людей, интернета путей, т.е. интернета всего, и других цифровых технологий необходимо создание широкой технической инфраструктуры. Индустрия 4.0 основывается на двух «китах»: интернет вещей - IoT и киберфизических систем – CPS. Госплан 2.0 – научно-технологическое, «умное» планирование - представляется как новая модель управления экономикой, как определение цели, ее оцифровка, новый механизм расчета, выстраивание последовательности деятельности по ее достижению. 4. Последствием ЦЭ и ЦО является движение человека и общества от природного к искусственному, виртуальному. В результате происходит вхождение человека посредством гаджета в виртуальную реальность, являющуюся иллюзорностью. В результате может образоваться сильная «психо-физическая зависимость от гаджета», зачастую выполняющего функцию наркотика, погружающего пользователя в «лучшую» реальность. «Секулярное программирование человека» посредством хай-хьюм «на киберзависимость от виртуальных псевдоценностей входит в явное противоречие с традиционным для России христианским морально-религиозным мировоззрением» [Юдина, с. 116]. В качестве конкретного научного результата является следующее: уточнено автором определение цифровой экономики (во введении); определено государство как цифровая платформа (пункт 2); выявлены некоторые негативные последствия ЦЭ и ЦО, ведущие в виртуальный мир (пункт 4). Литература 1. Чешко В.Ф. High Hume (Биовласть и биополитика в обществе риска) / В. Ф. Чешко, В. И. Глазко. – М.: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2009. – 319 с. 2. Юдина Т.Н., Тушканов И.М. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии//Философия хозяйства. 2017. №1 (109). С.193-201. 3. Юдина Т.Н. Цифровая экономика: некоторые аспекты pro et contra (искусственный интеллект, блокчейн и криптовалюты, производительность труда)// Философия хозяйства. Специальный выпуск. 2017. Декабрь. С. 112-121.