ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одной из главных задач заочного обучения в России должно быть адекватное, гибкое и эффективное предоставление обучения в соответствии с конкретными потребностями различных категорий обучаемых. Программы обучения должны определяться, в основном, спросом. С изменением спроса адекватно меняются и программы. Учебные материалы также должны соответствовать современным принципам обучения и запросом различных аудиторий. Необходимо, чтобы удовлетворялись различные запросы студентов в отношении времени, места, частоты контактов с преподавателями, а также использовались наиболее современные и эффективные технологии.Для решения задач требуется изменение форм заочного обучения, пересмотр старых представлений в отношении методики преподавания, практики проведения учебных сессий, внедрения в практику заочного обучения новых технических средств. Недостаткамисовременного заочного обучения являются: • невозможность преодоления противоречия между потребностью в разностороннем развитии с одной стороны, и глубокой профессионализации - с другой; • прерывистость учебного процесса; • отсутствие постоянной обратной связи; • проблема контроля качества обучения; • затрудненный доступ к библиотечным фондам. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования предполагает использование новых форм организации образовательного процесса, новых средств обучения в области технологии коммуникации и Multimedia. Средства телекоммуникации являются центральным звеном в системе дистанционного обучения. Они позволяют обеспечить максимальную пространственную и временную независимость обучаемых и привлечение преподавателей независимо от места жительства. Использование компьютерных сетей предполагает наличие следующих необходимых разделов, обеспечивающих учебный процесс: • раздел «Администрация и службы», необходим для решения административно-технических вопросов; • раздел «Учебные занятия», где студент получает доступ к лекциям, семинарам. Через данный раздел возможна непосредственная связь с преподавателем, а также сдача экзаменов и зачетов; • «Научный центр» обеспечивает возможность занятия научно-исследовательской работой, выбор научного руководителя; • «Библиотека» позволяет получить доступ к каталогу библиотеки и осуществить выбор, заказ и просмотр необходимой литературы. Существование данного раздела даст возможность доступа к другим библиотекам. Весьма перспективна попытка использования дистанционных методов обучения для обнаружения глубинных интегративных координат заочного образования, что в итоге позволит реализовать выполнение современных требований по подготовке специалиста с вариативно-творческим профессиональным обликом. Достоинства дистанционного обучения: • возможность совмещения эффективности индивидуального обучения с экономичностью массового; • вариант автоматизированного обучения, в котором компьютер выполняет роль как учителя, так и администратора - организатора учебного процесса, с использованием локальных или глобальных коммуникационных сетей; • позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого; • дает возможность повышения качества и интенсификации обучения; • каждый студент получает возможность самостоятельно определять сроки получения образования. Если заочное обучение является типично национальным феноменом - в каждой стране своя система, то дистанционное обучение на базе информационных технологий имеет интернациональный и глобальный характер. Важнейшей деятельностной характеристикой заочного дистанционного образования является особые отношения и связи ее участников, которые в рамках этих отношений осуществляют взаимодействие друг с другом, тем самым создают необходимые предпосылки отнесения их отношений к дистанционному образованию как совокупному предмету деятельности. Ожидаемые результаты: 1. Студенты получают возможность доступа к большому объему текстовой, аудио- и видеоинформации, прохождения тестирования и предоставления выполненных работ, общение друг с другом на значительных расстояниях. 2. Обеспечивается гибкость, вариативность, доступность, удобство и скорость коммуникации для обучающихся. 3. Максимизация преимуществ от самообучения. 4. Создание условий, когда не преподаватель, а обучающийся является ключевой фигурой в процессе обучения.дистанционного обучения представляют собой набор лекций, отправляемых пользователю порциями или целиком для самостоятельного изучения. Получив учебные материалы, пользователь (студент) работает с ними дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. При этом учитываются индивидуальный стиль деятельности, способности и потребности пользователя, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. 5. Изменение форм изучения материала, формы взаимодействия педагога и обучающихся, обучающихся между собой. Организация дистанционного заочного обучения: 1. Подготовка преподавателей дистанционному обучению на основе он-лайн и оф-лайн технологий (повышение квалификации). 2. Оборудованная видеостудия – кабинет для записи и воспроизводства видеолекций, видеоописаний и видеопредставлений практических лабораторных работ, видеосеминаров, оснащенный сьемочной аппаратурой, телеэкраном, учебными столами и стульями. 3. Оборудованный консультационный кабинет для работы в режиме он-лайндля индивидуальных консультаций и проведения вебинаров, телекоммуникации, e-mail, Internet, realchat и др. 4. Электронная библиотека. 5. Оборудованный компьютерный класс на 25-30 мест с мультимедийным оборудованием. 6. Программное обеспечение.