ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Образовательные организации должны определяет свою миссию с позиции удовлетворения профессиональных потребностей обучающихся, обеспечения соответствия уровня их профессиональной компетентности. В ситуации новых нормативных требований необходимость сопровождения профессиональной деятельности организациями дополнительного профессионального образования (ДПО) закономерно возрастает. ДПО выступает открытой саморазвивающейся системой, основополагающим свойством которой выступает качество. Один из факторов достижения качества образования - разработка и реализация современных дополнительных профессиональных программ (ДПП), которым отводится ведущая роль в обеспечении быстрого реагирования ДПО на социальные и профессиональные запросы личности, общества, государства. Согласно положениям современной нормативно-правовой базы, организациям, реализующим ДПП, делегируется самостоятельность в установлении видов и форм внутренней оценки качества программ. Разработанные подходы к внутренней оценке качества ДПП и результатов их реализации, должны являться основанием для саморегуляции образовательного процесса. Методологическим основанием для разработки рекомендаций ДПО является компетентностный подход, ведущий в профессиональном образовании. Этот подход задает: направленность на совершенствование/формирование профессиональных компетенций специалиста как субъекта образовательной деятельности, выполнение им трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте; ориентацию обучения на конечный результат - совокупность знаний и умений, соответствующих профессиональным компетенциям; приоритетность интерактивных, практико-ориентированных методов обучения. Дополнительное профессиональное образование - целенаправленный процесс обучения посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, направленных на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, за пределами основных образовательных программ, в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям и должностям, способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, а также повышению их культурного уровня. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировка работников квалифицированного труда и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, и предусматривает изучение отдельных учебных дисциплин, техники и новых технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования. Профессиональная переподготовка также осуществляется в целях расширения квалификации специалистов для обеспечения их адаптации к изменившимся экономическим и социокультурным условиям и ведения новой профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профес¬сиям или должностям. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополни¬тельной квалификации проводится по дополнительным профессио¬нальным образовательным программам, формируемым в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Нормативный срок прохождения профессиональной переподго¬товки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости. Дополнительные профессиональные образовательные программы могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего професси¬онального образования. Направление профессиональной переподготовки определяется образовательной организацией по согласованию с заказчиком в рамках имеющейся лицензии. Дополнительные профессиональные образовательные прог¬раммы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности и программы повышения квалификации формируются на основе программ высшего образования, и не подлежат отдельному лицензированию и государственной аккредитации. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами. Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью повышения уровня их профессиональных знаний, совершенствования их деловых качеств, а также обновления теоретических знаний и практических навыков в связи с повышением требований к квалификации специалистов и необходимостью освоения современных способов решения профессиональных задач. Установлены два вида образовательных программ повышения квалификации: краткосрочные объемом до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач; среднесрочные объемом до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Стажировка осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей и по согласованию с руководителем, учреждения, где она проводится. Получение второго (и более) высшего образования (ВО) не относится к реализации программ дополнительного профессионального образования и осуществляется в рамках основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению (специальности) ВО. В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании в РФ» законодательство о дополнительном образовании должно включать нормы и принципы международного права в сфере образования, федеральные и региональные нормативные правовые акты, а также локальные акты образовательных организаций.