ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Рассматривается задача о возникновении кавитационных автоколебаний при течении жидкости в магистрали с двумя сопротивлениями: первое сопротивление – кавитатор, за которым образована искусственная вентилируемая каверна со средним давлением большим атмосферного, через второе сопротивление происходит истечение жидкости и газа в атмосферу. Исследования показали, что частоты автоколебаний в основном определяются свойствами каверны, а также условиями истечения в атмосферу. Моды автоколебаний связаны с числом волн, образующихся вдоль длины каверны, причем скорость распространения волн совпадает со скоростью стационарного течения жидкости. Возникновение различных мод колебаний связано с акустикой подводящего трубопровода, а также зависит от объема каверны. В экспериментах, на выходе использовалась либо щель (течение из-под щита), либо экспоненциальное сопло Войцеховского. При одинаковых прочих параметрах, уменьшение ширины щели или площади выходного сечения сопла приводит к увеличению среднего давления в каверне, уменьшению частоты и увеличению амплитуды пульсаций давления в каверне. Однако если при истечении из щели происходит разбрызгивание жидкости, то с помощью сопла возможно формирование прерывистого струйного течения. Скорость истечения струй в разы больше скорости стационарного истечения, более того, прерывистый характер истечения создает условия возникновения гидроудара при взаимодействии с препятствием.