ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе обсуждались следующие вопросы: - Преподавание обществознания: о чем этот предмет? Изменение парадигмы образования с переносом акцента с задач усвоения знаний, умений, навыков на задачи развития личности повышает значимость обществознания как предмета. Статус обществознания в системе учебных дисциплин задан ФГОСами. Принципиально межпредметный характер курса составляет его особенность. Представляется, что на уровне формулировок ФГОСов его целевое предназначение определено. Ключевую проблему вижу в реализации целевых установок курса в практике образования. Актуальная задача: сохранение единства образовательного пространства при преподавании обществознания (единый подход, но не единственный вариант работы педагога и учащихся) в сочетании с вариативностью - акцент на личностное развитие как основа построения индивидуальной образовательной траектории, что открывает новые перспективы учета интересов, потребностей и мотивов обучающихся, полной реализации потенциала умственного и личностного развития. Востребованность курса как дисциплины по выбору в рамках итоговых аттестаций провоцирует форсирование интеллектуального развития детей и подростков в форме искусственной акселерации. В преподавании обществознания должен быть смещен акцент с интеллектуального развития ребенка на личностное развитие. - Что не так со школьными учебниками: писать заново или переписывать? В обществознании надо уходить от классического учебника – изложения научного видения той или иной проблемы. Материал учебника должен отражать тенденцию передачи функции от учителя к ученику, необходимо уходить от морализаторства и начетничества («В замкнутом доме легко заводятся сырость и плесень») Материал учебника должен помогать учителю создавать проблемные ситуации – коллизии, используя разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учебник должен систематически требовать от учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Материал учебника должен ориентироваться на преобразующий характер деятельности обучающихся: учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выявляют и поясняют закономерности. Учебник должен содержать материал, позволяющий ученику совместно с учителем выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Учебник должен содержать четкие критерии самоконтроля и самооценки, то есть побуждать к мыслительной деятельности, сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить работать и по правилу, и творчески. Задания с включением механизма помощи со стороны других учеников и учителя, поощрения коллективного творчества. Учебник по обществознанию должен ориентироваться на самостоятельную деятельность обучающихся, связанную с эмоциональными переживаниями (эффект неожиданности). - Двойные стандарты: Кто и как будет создавать аналог ИКС (историко-культурного стандарта) для обществознания? Создание стандарта может вестись только междисциплинарным коллективом. Представляется, что ведущую роль должны играть не академические ученые, а в силу высочайшей мировоззренческой значимости курса, трудности формирования гражданской идентичности личности, низкого уровня развития толерантности - психологи и практикующие учителя. Структура заданий, формы изложения материала, информационная компонента должны учитывать поляризацию психического развития детей и подростков, рост числа детей, для которых характерно проблемное течение психического развития, рост числа подростков, составляющих группы риска, изменение ценностно-смысловой структуры сознания молодежи в направлении повышения значимости ценностей личного успеха и достижений, здоровья при снижении значимости общественного благосостояния и заботы, обеднение и ограничение общения со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации, нарастание тенденций эскапизма, бегства от реальности, саморазрушающего поведения, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей. Преподавание обществознания должно учитывать феномен информационной социализации и возникновение новой психологической реальности - стирание границ между реальностью и виртуальным миром и утрата чувства необратимости. - Станет ли школьник личностью и гражданином с помощью очередного нормативного документа? Ученик станет личностью и гражданином не в результате сугубо учебных действий. Сама ситуация в стране, в мире, в семье, осознанная на основании научных знаний в учебных действиях, а также с помощью взрослых, учителя, круга общения, формирует личностный выбор быть созидателем на земле.