![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Эволюционный аргумент основан на предположении, что феноменальное сознание имеет приспособительное значение, приобретенное им в ходе эволюции. Если это так, то Ф-сознание может влиять на поведение и оно каузально релевантно в отношении некоторых физических событий. Но с точки зрения эпифеноменализма невозможно объяснить почему сознание вообще эволюционировало. Слабость эволюционного аргумента отмечается такими авторами как Д. Чалмерс и В.В. Васильев. Главный упрек критиков в отношении аргумента состоит в его неспособности показать, что в ходе эволюции не могло возникнуть эпифеноменального сознания. Однако критики слишком строги к эмпирическому эволюционному аргументу. Данный аргумент необходимо рассматривать не как аргумент против тезиса о каузальной иррелевантности ментального, а как контрдовод против эпифеноменализма как цельной теории. Необходимо отличать приспособительное значение феноменального сознания, его подверженность естественному отбору и его безразличность для естественного отбора. Эпифеноменализм утверждает что Ф-сознание именно безразлично для естественного отбора. Однако натуралистическая теория сознания должна согласовываться с другими теориями. Эпифеноменализм может быть согласован с биологией и физиологией мозга: ментальные состояния являются эпифеноменами состояний мозга. Однако мозг подвержен эволюционным изменениям, и если между ментальными состояниями и состояниями мозга есть жесткая корреляция, то и типы ментальных состояний эволюционировали вместе с мозгом. Если эпифеноменализм утверждает, что Ф-сознание связано с состояниями мозга, то из этого следует, что оно некоторым образом связано и с эволюцией. При более детальном рассмотрение оказывается, что отрицание эволюционного значения сознания основано на спорном «аргументе исключения». Эпифеноменализм оказывается теорией сознания, выборочно связанной с одними научными теориями и принудительно оторванной от других.