ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Спецкурс по киберпсихологии (чаще именуется как «Психология и информационные технологии») читается на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова студентам, специализирующимся по общей психологии, в течение около 20 лет; в настоящее время он читается для специализации «Психология и СМИ». Первоначально он был введен как спецкурс по выбору; в течение более 10 лет это обязательный курс. Данный курс читается – в расширенном объеме – также студентам-психологам Бакинского филиала МГУ. Отдельные лекции в рамках данного курса читаются также для студентов других факультетов, слушающих и сдающих межфакультетские курсы. Киберпсихология – до сих пор не самостоятельная область психологии: во многом потому, что она опирается на практически все традиционные (такие, как социальная, возрастная, когнитивная, медицинская, дифференциальная, педагогическая, организационная психология) и на быстро развивающиеся наиболее современные области психологической науки (такие, как этническая, гендерная, юридическая, спортивная или политическая психология). В процессе подготовки и преподавания данного курса имеет место опора на знания студентов в названных областях психологии, на их способность проявить свои теоретические познания применительно к новым и порой неожиданным ситуациям. В этом смысле киберпсихология, безусловно, представляет собой междисциплинарный и интегрирующий курс. Подготовку и преподавание курса отличает необходимость постоянно модифицировать его с учетом развития, с одной стороны, информационных технологий, а с другой стороны, знаний о таких технологиях, имеющихся у молодежной студенческой аудитории (именно эта аудитория первой осваивает новые технологии, новые приложения, новые электронные сервисы). Среди наиболее значимых (в период времени преподавания курса) технологических разновидностей следует назвать появление ноутбуков и планшетов, социальных сетей, общедоступной сети мобильной связи и мобильного Интернета, а среди возникших (часто благодаря масс-культурным новациям) познаний – например, понимание, что представляет собой аватар. Соответственно у преподавателя возникает необходимость включать в курс положения, связанные с применением новых сервисов и обогащать имеющиеся у студентов практические познания теоретико-концептуальными знаниями (к примеру, о психологии зависимостей). Тем самым модификация курса обладает не прогнозируемой заранее динамикой.