ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Сакрализация пространства - неотъемлемая часть духовной и обрядовой жизни казахов, которая в разные исторические эпохи имела разное наполнение. Переломными моментами стали советский период с его железными тисками атеизации и религиозным минимализмом и постсоветский период с религиозным возрождением и поиском национальных сущностей. В данном докладе мне бы хотелось обозначить топосы на основе общих образов сакральных мест и исследовать их роль в коммеморации исторического прошлого казахов, в практиках, направленных на сохранение памяти об исторических событиях и вовлечение индивидуумов в коннективные сети. Используя концептуальные рамки иеротопии М.Лидова и перформативности Э. Фишер-Лихте я обращаю особое внимание на индивидуализации, сотворчестве индивидуумов в этом процессе. В основе исследования лежат полевые материалы, собранные в Южном и Западном Казахстане, а также в местах компактного проживания казахов на территории России. База данных позволила выделить святые места, включённые в национальную концепцию суверенного Казахстана, в первую очередь в г. Туркестане, при этом хотелось бы обратить внимание на роль государства в легитимации их сакральности; «несвятых святых» - могилы адептов ислама в годы атеистических гонений и процесс их сакрализации в наще время; могилы батыров как символ противостояния джунгарам; места, связанные с сакрализацией эпического; родовые святилища. Всех их объединяет активное включение в историческую память казахов через осмысление «сообща обжитого прошлого» и включение в паломнические и туристические маршруты. Хтелось бы омтетить этноконсолидирующий потенциал института святых мест. Поскольку наиболее популярные святые места связаны с историческими деятелями и предками, происходит обретение своих виртуальных предков, через индивидуальную память, происходит вовлечение личности в социальную группу – родовую, общинную, семейную, обладающую этой памятью, и воспроизводящую эту память в процессе коммуникации.