ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Жанровая природа кондаков Романа Сладкопевца в эссеистике Одиссеаса Элитиса и исследованиях С.С. Аверинцева определялась как незаконная или даже скандальная по отношению к классическому порядку жанров. Выяснить, насколько занятия Романом Сладкопевцем позволили этим авторам переосмыслить классическое понимание жанра, можно только уточнив положительное содержание такой характеристики. В статье доказывается, что такая характеристика проистекает не из сравнительно-исторической оценки поэтики Романа Сладкопевца, а из некоторых особенностей его экзегетической работы, в частности, из его понимания “рода” (жанра) и родовых отношений, идущего вразрез с классическим рационализмом. Именно это позволяет, наконец, объяснить, почему экфрасис Романа Сладкопевца выполняет не только функцию усиления выразительности, но и функцию сюжетного перелома: сам сюжет оказывается выяснением, как роды людские могут соотнести себя с родами событий. Тем самым, нужно говорить не об экзотизации наследия Романа Сладкопевца у названных авторов, а об их попытках использовать приемы библейской экзегезы на непривычном материале, с целью обособить поэтику как своеобразную феноменологию творчества от простого наблюдения над речевыми закономерностями в поэзии. В докладе обсуждается продуктивность таких попыток, которые с иной точки зрения могут показаться невероятными, для развития переводческой и эссеистической культуры в странах поствизантийской традиции.