ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Политическая пропаганда играет, несомненно, очень значительную роль в автократических и гибридных режимах, выступая одним из механизмов искажения обратных связей в системе «государство – общество». Будучи фундаментальным фактором всей общественной жизни, пропаганда должна оказывать воздействие и на экономическую сферу, в том числе и на темпы экономического роста. Тем не менее, в современной политологии и политической экономии практически нет исследований, в фокусе внимания которых находилась бы такая зависимость. Более того, единичны попытки исследовать пропаганду, используя арсенал математического моделирования: в качестве редких примеров можно назвать работы Boccara (2010) и Zakaria (2014). В данном докладе мы попытаемся хотя бы частично заполнить этот пробел. Предлагаемая математическая модель включает два блока: экономический (производственный) и политический (принятие решений по поводу экономического курса и обратная связь с обществом). В основе экономического блока лежит построенная ранее модель с частным и общественным капиталом в качестве факторов производства (Akhremenko and Petrov 2014). Ее «ядром» является производственная функция Кобба Дугласа. Бюджетные средства могут быть потрачены двумя способами. Во-первых, они могут быть инвестированы в создание публичного капитала . Коэффициент определяет долю бюджета, которая направляется на инвестиции в общественное благо. Остальная часть бюджетных средств направляется частным производителям в виде прямых трансфертов. Таким образом, частный капитал образуется за счет части выпуска, не изъятой в виде налогов, и бюджетных трансфертов. Таким образом, экономическая политика государства в модели определяется параметрами , отражающими уровень налоговой нагрузки и долю бюджетных инвестиций в общественный капитал соответственно. Параметры определяют эффективность экономической системы. В зависимости от сочетания «политического вектора» и «вектора эффективности», динамика выпуска выходит на один из двух стационарных режимов: экспоненциальный рост выпуска или же асимптотическое снижение до нуля. В демократических и гибридных режимах смена экономической политики может осуществляться посредством института выборов. Теперь введем в модель эффект пропаганды. В данной, более сложной модели, предполагается, что избиратель голосует исходя из своих представлений об изменениях не только частного, но и публичного капитала. Это допущение вполне совместимо с реальной действительностью: многие избиратели голосуют не только на основании изменений собственного благосостояния, но и с опорой на представление о положении дел «в стране в целом». При этом, государство не может манипулировать представлением индивида о динамике частных благ, но может делать это применительно к благам общественным (создавать завышенное представление об объеме публичного капитала). Таким образом, в рамках данной модели политическая пропаганда влияет на исход выборов, и посредством этого – на экономический рост. Исследование построенной модели проведено с помощью вычислительных экспериментов. Изучено влияние параметров и p на экономический рост системы – динамику агрегированного выпуска Y(t). Эта связь носит достаточно сложный и нетривиальный характер и зависит, в частности, от эффективности экономики – вектора параметров . Литература: Akhremenko, A., Petrov, A. 2014. Efficiency, Policy Selection, and Growth in Democracy and Autocracy: A Formal Dynamical Model. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 16/PS/2014. http://ssrn.com/abstract=2517316 Boccara N. 2010. Voter’s Fickleness: A mathematical Model. – International Journal of Modern Physics. Vol. 21, №2, 149 – 158. Zakaria, N. (2014) Modeling Political Belief and Its Propagation, with Malaysia as a Driving Context. Open Journal of Political Science, 4, 58-75