ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
При проведении психологами междисциплинарных эмпирических сследований совметно с представителями естественно-научных дисциплин нередко возникает проблема несогласованности в представлениях о крите-риях объективности методов в психологических иссле-дованиях. Рассогласование в позициях ожидаемо и по-нятно в силу разных трациций проведения эмпириче-ских исследований, представлений о нормативности научных исследовнаий, понимания концептов «субъек-тивное» и «объективное» знание [4, 5]. Поскольку эмпирические исследования, как правило, основаны на проведении измерений, то многие вза-имные «нестыковки» между психологами и представи-телями других наук возникают по причине различного понимания, что есть измерение и как их нужно пред-ставлять в виде чисел [3]. Последнее актуально в виду вероятностной природы оцениваемых психологических характеристик и необходимости их статистических обработки. Этот вопрос важен, поскольку за ним скрываются проблемы уровней проведенных измерений и их адек-ватности процедурам количественной обработки данных и возможности моделирования изучаемых феноменов. В последние годы в эмпирической психологии полу-чили большое распространение так называемы каче-ственные методы исследования, где принципы получе-ния и анализа эмпирических данных значительно отли-чаются от методологии количественных исследований [2]. В этой связи актуально рассмотреть принципы номо-тетического и идеографического подходов к эмпириче-ским исследованиям в психологии с точки зрения их адеватности уровням изучаемых психических феноме-нов, «мощности» вывода о лежащих в их основе меха-низмах. При рассмотрении указанных выше проблем необходимо проанализировать основные критерии и ограничения эмпирических исследований в психологии, их сопоставимость с методологией естественно-научного знания в контексте основных принципов оценки надеж-ности и валидности эмпирических исследований [1, 5]. Представляется полезным рассмотреть указанные выше проблемы на примере использования популярного в психологии метода структурного моделирования. Литература 1. БРЕСЛАВ Г.М. Основы психологического исследования. М, Смысл, 2010 2. БУСЫГИНА Н.П. Методология качественных исследо-ваний в психологии. М., 2011. 3. ГУСЕВ А.Н., УТОЧКИН И.С. Психологические измере-ния. Теория. Методы. М., Аспект-Пресс, 2011. 4. ДОРФМАН Л.Я. Методологические основы эмпириче-ской психологии. М., Смысл, Академия, 2005. 5. КОРНИЛОВА Т. В. Экспериментальная психология. М., Юрайт, 2012. 6. КОРНИЛОВА Т.В., СМИРНОВ С.Д. Методологические основы психологии. М., Юрайт, 2011.