![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В виртуальной среде, как и в реальной, дискурс «имеет множество измерений» и может осуществляться в самых разных областях человеческой деятельности и с разными целями. В области образования, которое адаптировало ИКТ под свои нужды, в виртуальном пространстве через телекоммуникационные сети стала осуществляется новая форма обучения – интерактивное дистанционное обучение или электронное обучение онлайн, предполагающее, как и в традиционном очном варианте, специфический дискурс с дидактическими целями. Одной из областей образовательной деятельности, особенно актуальной в современном поликультурном мире, является межкультурная коммуникация: развитие межкультурной коммуникативной компетенции с целью достижения понимания, уважения другой культуры и толерантности - в рамках академической дисциплины «Межкультурная коммуникация». В современной науке существует две противоположные точки зрения на проблему понимания между культурами. Одна из них утверждает, что понимание в межкультурной коммуникации возможно и необходимо, другая – что оно принципиально невозможно, поскольку культуры представляют собой закрытые «вещи в себе». Тем не менее, межкультурная коммуникация продолжает существовать и развиваться, а в связи с развитием информационных и телекоммуникационных технологий сфера ее реализации выходит сейчас далеко за рамки коммуникации реальной и все больше и больше осуществляется на всех уровнях в виртуальном пространстве. Возможность использовать новейшие телекоммуникационные технологии для визуального контакта (видеоконференцсвязь), позволяет реализовывать межкультурные образовательные проекты, которые служат своего рода учебным «полигоном» для отработки на практике теоретических положений изучаемой студентами дисциплины «Межкультурная коммуникация», ее приемов и подходов, с целью развития у них умений и навыков, структурирующих межкультурную компетентность, в условиях, приближенных к реальной ситуации межкультурного общения. Таким образом, уже на студенческой скамье будущие специалисты получают возможность подготовиться и «протестировать» свою подготовленность к потенциальным вызовам поликультурного мира, в котором им предстоит реализовываться как личности и как профессионалу. Именно поэтому факультет иностранных языков и регионоведения МГУ участвует в телекоммуникационных межкультурных проектах с зарубежными университетами уже более 10 лет. Поскольку анализ педагогического дискурса в виртуальной среде является своеобразной диагностикой эффективности процесса обучения, в статье делается попытка проанализировать опыт проведения двух проектов: «Русская культура через кинематограф» и «Глобальное взаимопонимание» (в последнем участвует около 40 университетов мира) через призму дискурса для демонстрации диаметрально противоположных результатов в плане успешности – неуспешности развития межкультурной коммуникации, полученных в ходе проектов. Анализировались записи форума и чата, которые демонстрировали соответственно, успех и сбой в межкультурной коммуникации с зарубежными (американскими) партнерами. Проводился опрос студентов для выявления их субъективной оценки результативности курса по его окончании (анализ по параметру «student satisfaction» - «удовлетворенность обучающегося»). Получены интересные наблюдения, показывающие, что при общении через систему видеоконференцсвязи (т.е. с визуальным контактом), студенты всегда очень положительно оценивали образовательную значимость проектов, акцентируя получение новых ценных для жизни в глобализированном мире знаний и изменение своего видения мира в результате общения с представителями других культур (результаты опроса). В то же время, синхронное общение без визуального компонента с партнером (чат), привело в одном случае к сбою коммуникации. Делается предположение, что при межличностном общении с представителем «чужой» культуры, особенно при первом знакомстве, очень важно иметь визуальный контакт с партнером, который должен восприниматься как реальная личность, с наблюдаемыми, а не домысливаемыми индивидуальными характеристиками. Хотя гипотеза требует проверки и подтверждения, она еще раз сигнализирует о необыкновенной тонкости и сложности субстанции «межкультурная коммуникация», подчеркивает необходимость дальнейшего изучения феномена, в который изучение (виртуального) дискурса может внести свой вклад.