![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Задача выступления - выявить особенности понимания Флоренским терминов «идея» и «личность» в их взаимосвязи, а также выяснить в каком смысле он может быть охарактеризован как «платоник» и в каком – как «персоналист», поскольку оба термина достаточно многозначны. Платонизм и персонализм часто противопоставляют друг другу: например, так делает Николай Бердяев (бывший одним из главных критиков Флоренского в дореволюционной России). В России конца XIX – начала XX веков неолейбницианский персонализм противостоял платонизму в форме метафизики всеединства. С этой точки зрения выражение «персонализация платонизма» выглядит как оксюморон. Но это не единственно возможная точка зрения. Для Флоренского основоположник персонализма Лейбниц есть «самый блестящий развиватель платонизма» («Космологические антиномии Канта» 1908). Не случаен и плодотворный обмен идеями между платоником Флоренским и неолейбницианцем Николаем Лосским. Для Флоренского персонализм развивает и уточняет позицию Платона, а не противостоит ей. И это закономерно, ведь в основе христианского мировосприятия – фигура Христа, Бога ставшего конкретным человеком. Эйдосы для Флоренского и ряда его современников становятся индивидуальными и воплощенными. Персонализированный платоновский эйдос – это символ, а символ символов, Символ (с большой буквы!) для Флоренского есть Христос («Записная тетрадь 1904-1905»). Такое прочтение Флоренским платонизма восходит к Гёте и немецким романтикам, а в основной мысли даже – к Аристотелю (которого так не любили русские религиозные философы!), с его заменой онтологического «отделения» идей от эмпирически конкретного бытия логическим отделением (абстрагированием) и с его концепцией энтелехии. Полагаю Флоренского можно считать философом-персоналистом. Следует воспринять всерьез утверждение Флоренского в «Столпе и утверждении Истины», что для познающего разума, который возрожден действием Духа Святого в Церкви, нет вещей, но есть только личности. Особенности подхода Флоренского к персонализации платонизма предполагается рассмотреть на фоне полемики Льва Лопатина с Владимиром Соловьевым и размышлений на сходную тему кн. Е.Трубецкого, С.Булгакова, Л.Карсавина, А.Лосева и др.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | Pavel_Florenski_et_lEurope_2009_programma_konferentsii.pdf | 2,3 МБ | 8 марта 2016 [vladshaposhnikov] |