![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В современной российской действительности образование как социальный институт выполняет ряд важнейших функций, среди которых - социализация каждого отдельного человека, трансляция накопленного опыта и знаний из поколения в поколение, и многие другие. На взгляд авторов, именно образование во многом формирует облик общества. Степень влияния образования как на все общество, так и на жизнедеятельность каждого отдельного человека обуславливает необходимость правильного понимания процессов, происходящих в образовательной системе и корректного управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В настоящей публикации авторы хотели обратить внимание на одну из форм реализации образования в РФ, которая осуществляется в нашей стране – дистанционное образование, а также ее влияние на образовательные организации и, в частности, на имидж образовательных организаций. Развитие дистанционных форм образования является одной из тенденций, присущих российскому образованию в настоящее время. Так, в 2015 г. председатель правительства РФ Д. Медведев выступил за развитие онлайн- образования в нашей стране и обозначил развитие цифровой образовательной среды, как одного из ключевых направлений для развития образования в стране [1]. Актуальность рассмотрения развития дистанционного образования и его влияния на социум как социальной проблемы, на взгляд авторов, заключается в двух основных пунктах. Первый связан с теми преимуществами и новыми возможностями, которые предоставляет именно дистанционная форма образования. Среди таких возможностей и преимуществ – возможность получать образование людям с ограниченными возможностями, меньшие временных и финансовые затрат, обучение из любой точки земного шара, доступ к образовательным ресурсам других образовательных организаций и т.д. Второй пункт, обуславливающий актуальность изучения и корректной реализации дистанционного образования заключается в тех проблемах и сложностях, которые несет в себе данная форма обучения. Среди этих особенностей – проблема разработки качественных информационных ресурсов, трудности, связанные с технической реализацией дистанционного обучения, проблема контроля и проверки получаемых знаний, и некоторые другие. Так, согласно ФЗ об Образовании в РФ, при реализации образовательных программ в нашей стране используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, осуществляемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при 707 опосредованном взаимодействии педагогических работников и обучающихся [2]. Авторы доклада предлагают рассматривать феномен дистанционного образования в контексте его взаимовлияния с двумя субъектами деятельности – обучающимися и самой образовательной организацией. В первом случае, например, дистанционное образование является эффективным способом вторичной социализации личности [3], либо единственным способом реализации образовательных потребностей для лиц с ограниченными возможностями, изучается с точки зрения возможности приобщения студентов к общечеловеческим ценностям [4], и т.д. Во втором случае, в контексте взаимовлияния дистанционного образования с реализующей его организацией, дистанционное образование является объектом управления для руководства образовательной организации. В этом контексте исследователи рассматривают процессы и становление систем дистанционного образования на примере различных учебных заведений РФ [5; 6], социальное управление региональными системами дистанционного образования [7], способы организации индивидуальной помощи обучающимся в условиях дистанционного образования [8], тенденции развития дистанционного образования на примере российских вузов [9], технологии управления дистанционным образованием в контексте развития образовательных потребностей студентов [10], инновации в системах управления дистанционным образованием [11], и многие другие аспекты в рамках различных наук. Стоит отметить, что малоизученной, но актуальной, на взгляд авторов, проблемой является влияние дистанционного образования, которое реализует учебное заведение, на его имидж. Среди исследователей можно отметить Сидорову В.Л. [12], которая включает бесплатное дистанционное образование в структуру имиджа вуза – в частности, в его социальный имидж, а современной тенденцией можно назвать стремление крупнейших мировых и российских вузов разрабатывать свои собственные материалы для дистанционного обучения [13] и распространять их для широкой аудитории, в том числе – по всему миру [14]. При многих безусловно положительных возможностях, которые представляет дистанционное обучение, само принятие решения о его разработке и содержании должно корректно управляться с учетом того влияния, которое реализация обучения оказывает на деятельность организации и, в том числе – на ее облик в информационно-телекоммуникационном пространстве. Таким образом, принятие решения о реализации образовательных программ с помощью дистанционных технологий и, в особенности, разработка материалов для дистанционного обучения должны являться объектом корректного управления со стороны администрации учебного заведения. При этом дистанционное обучение можно назвать одним из эффективных и коммерчески выгодных инструментов управления имиджем самой организации.