ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Категория исторического события рассматривается с точки зрения ее языковых проявлений и в плане преподавания иностранного языка студентам исторической специальности. Анализ осуществлен на материале русского, немецкого и польского языков. Указывается, что в исторической памяти, наряду с точками соприкосновения, у носителей русского, немецкого и польского языков проявляется серьезная асимметрия, фиксируемая в виде наличия/отсутствия в данном языке каких-либо номинаций событий. Сопоставительный анализ позволяет вскрыть расхождения в восприятии истории, связанные с культурными, геополитическими и ментальными факторами. В рассматриваемых языковых ареалах различия в номинации исторических событий нередко предстают как различия в их интерпретации. Констатируется, что в современных лингвистических исследованиях достаточно давно проявляется интерес к категории события, вклад в которые вносит также психология, когнитивистика, социология и другие дисциплины гуманитарного цикла. Отмечается разнообразие частеречной принадлежности номинаций событий, их вариантность и возможная аппроксимативность, несовпадения охвата временного периода в разных языках (фактологические и языковые), связь с внешней лингвистикой и фоновыми знаниями, различия внутренней формы номинаций событий в сопоставляемых языках. Подчеркивается, что преподавание иностранного языка студентам-историкам (клиодидактика) базируется на сопоставлении дидактически релевантных лексических классов и направлено в том числе на расширение профессионального кругозора студентов, на освоение культурно релевантного слоя лексики и не претендует на историческую категоризацию учебного материала (это задача преподавателей исторических дисциплин). Авторы исходят из необходимости комплексного описания категории события в историческом дискурсе с точки зрения его содержательной структуры и участвующих в ее формировании компонентов – таких как категория наблюдателя, участника (главного и второстепенного), времени, места его реализации и других привходящих компонентов.