ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Переход российской экономики на модернизационный путь развития требует качественных перемен в российской системе образования и социализации. Для повышения качества и эффективности российской системы образования, ее актуализации и приведения в соответствие с потребностями современного этапа научно-технического развития, логичным видится комбинирование мер, характерных для различных сценариев развития системы образования. При этом ключевое значение приобретает реформа не только формального, но и открытого образования. Огромное значение также имеет улучшение образовательной инфраструктуры и модернизация основных образовательных институтов. Среди наиболее важных мер следует отметить: • реформу статуса преподавателя – повышение заработных плат и введение системы оплаты труда, стимулирующей профессиональный рост; разработку новых, отвечающих идеалам «работы на результат», стандартов профессиональной деятельности педагогических сотрудников; оценка работы преподаватей через основанные на этих стандартах аттестации; наделение профессионального преподавательского сообщества функциями по контролю качества образования, адекватности образовательных методик и пр. (например, по принципу саморегулированния коммерческих организаций); • реализацию мер по обновлению преподавательского состава – повышение пенсий преподавателям; введение обязательной отработки выпускников педогогических вузов в учебных заведениях; возрождение механизмов государственного распределения и государственного заказа на преподавательские специальности (например, по модели Франции); • в сфере дополнительного образования – разработка финансово-денежных механизмов стимулирования семей к образованию детей (например, система займов, кредитов, субсидий и дотаций); развитие программ летнего отдыха и досуга детей и подростков (например, через субсидирование школ и лагерей, организацию государственно-частного партнерства и пр.); разработка и внедрение систем, аккумулирующих все достижения ребенка или подростка, например, электронного портфолио; • создание многопрофильных интегральных социальных учреждений; • расширение полномочий образовательных и учебных советов в вопросах самоуправления; • обеспечение равного доступа к системе бюджетного финансирования для всех организаций сферы образования и социализации детей и молодежи; • стимулирование развития новых образовательных технологий; • поддержка новых форм получения образования (дистанционного, семейного и пр.); • стимулирование развития систем электронного документооборота; • пересмотр критериев оценки эффективности функционирования образовательных учреждений и органов местного самоуправления в сфере образования. Ключевое значение имеет реформирование и модернизация университетского образования. Необходимым видится реализация мер, направленных на усиление международного сотрудничества в сфере высшего образования, активное участие РФ в процессе интернационализации высшего образования. Требуются меры по повышению качества университетского образования, актуализации его содержания и приведения дисциплинарной наполненности в соответствие с потребностями современного российского рынка труда. В частности, возможна переориентация обучения с преимущественно лекционного на семинарское, при преподавании студентам необходимого количества теоритических знаний в лекционной (или даже печатной) форме. Эта мера должна способствовать реализации компетентностного подхода в высшем образовании. Также необходимо вовлечение студентов-старшекурсников в научную и трудовую деятельность. Помимо уже существующей системы практик это может быть реализовано путем возвращения университетам научно-исследовательских функций, трансформация их в научные центры.