ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
30 мая в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды». Организаторами мероприятия выступили фонд «Русский мир», Российская академия образования и Российское общество преподавателей русского языка и литературы. Выступая на открытии конференции, глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов отметил, что мы живем в эпоху, когда объем знаний, накопленных на нашей планете, удваивается каждые два года. И это порождает непростые вызовы для педагогической науки и практики. "Мы живем сейчас в сложном мире, который создает серьезные кризисные моменты и кризисное восприятие ситуации, но мы знаем также, что слово "кризис" в китайском языке обозначается двумя иероглифами: один из них - "вызов", второй - "возможность", - подчеркнул Вячеслав Никонов. - Да, действительно, есть вызовы. Но цифровая эпоха открывает и новые возможности для филологического образования". Никонов напомнил, что многие сегодняшние дети начинают изучать азбуку не по букварю, а по айфону, то есть с самых юных лет входят в цифровую среду. И писать, точнее - печатать, начинают тоже в айфоне, до того, как получают навыки традиционного письма в школе или детском саду. "По сути возникают новые алгоритмы формирования сознания, и мы это должны иметь в виду. У Интернета свой язык, своя терминология. Есть новые разделы и направления филологии, связанные с существованием Интернета и правилами функционирования его языка, есть уже словарь Интернет-лексики ", - отметил депутат. К вызовам современности Никонов отнес процесс формирования у молодежи так называемого клипового сознания, что находит отражение и в языке. Он рассказал, что видит это на примере своих студентов, которые пишут и говорят все более упрощенно, все реже употребляя причастные и деепричастные обороты. Единый госэкзамен, по мнению депутата, тоже имеет отношение к закреплению клипового сознания, так как в первоначальном виде ЕГЭ не создавал стимулов к овладению навыками грамотной речи и письма. "Сейчас предпринимаются шаги по исправлению ситуации, вводится сочинение, вводятся устные компоненты, но этого явно недостаточно, так как уровень грамотности заметно снизился за последние десятилетия", - констатировал глава Комитета Госдумы по образованию и науке. В то же время Вячеслав Никонов назвал целый ряд возможностей, которые открывает для филологической науки и практики цифровая эпоха. Некоторые из этих возможностей успешно использует фонд "Русский мир, потому что его онлайн-программы заметно улучшают ресурсы преподавания русского языка по всему миру. По мнению Никонова, в Интернете появилось большое количество хороших сайтов, продвигающих грамотный русский язык и помогающих осваивать его в интересной интерактивной форме. "Есть возможности, связанные с блогосферой, которые, на мой взгляд, недооцениваются. Блогосфера, где молодые люди проводят большую часть времени, имеет свои законы и своих кумиров. Активные блогеры, обладая миллионной армией подписчиков, задают стандарты в Интернете. Если мы сможем наладить с властителями дум блогосферы хороший контакт в вопросе распространения моды на грамотный русский язык, думаю, у нас появятся серьезные достижения. Следующее поколение должно стать не просто поколением цифровой эпохи, но и отлично владеть русским языком, быть воспитанным на лучших образцах национальной культуры, иметь высокий потенциал личностного роста", - заключил депутат.