ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проблема соотношения морали и права имеет давнюю историю в философии права и в этике с тех пор как вообще наметилась тенденция к их различению и как двух сторон общественной жизни, и как различных типов нормативной регуляции. И по мере того, как усложнялась общественная жизнь, аспекты рассмотрения и взаимодействия права и морали становились все более и более дискутируемыми вопросами. Особенно четко мы это видим в философии Нового времени (философия Просвещения, немецкая классическая философия). Споры не утихали долгое время, однако, не смотря на огромное количество фундаментальных трудов по проблеме соотношения морали и права, тем не менее актуальность вопроса в общественной практике не вызывает сомнения. П.А Кропоткин, будучи крупнейшим теоретиком в этой области конца 19 – начала 20 века, также представил собственное видение указанной проблемы, подчеркивая принципиальное различие между правом и моралью: «Когда, например, нам говорят о Праве, с прописной начальной буквой, и заявляют, что Право есть объективированье Истины, или что законы развития Права суть законы развития человеческого духа, или еще, что Право и Нравственность суть одно и то же и различаются только формально, мы слушаем эти звучные фразы с столь же малым уважением, как это делал Мефистофель в Фаусте Гете. Мы знаем, что те, кто писали эти фразы, считая их глубокими истинами, употребили известное усилие мысли, чтобы до них додуматься. Но мы знаем также, что эти мыслители шли ложной дорогой» . С одной стороны, вряд ли от основателя анархо-коммунизма можно было ожидать другого заявления, однако, с другой стороны, понять подобную позицию представляется чрезвычайно важным в связи с отнюдь не потерянной актуальностью данной проблематики в целом и нисколько не потерявшей своего современного звучания позиции самого П.А. Кропоткина в частности. В основе суждений П.А. Кропоткина о соотношении норм морали и норм права лежало два базовых постулата: вера в прогрессивный характер эволюции общества и отрицание какой-бы то ни было положительной роли государства в социальной жизни. Соответственно, как негативный фактор им воспринимались и отвергались все правовые нормы, санкционированные и поддерживаемые государством. В противовес «писаным законам» он акцентировал внимание на обычном праве, которое, по его мнению, объединяло в себе «обычаи и приемы, созданные человечеством в целях взаимной помощи, защиты и мира вообще» . Тем самым, можно сказать, что П.А. Кропоткин не просто выделял обычное право в самостоятельный тип права, а позиционировал его как единственно возможное право для прогрессивного развития общества.