ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Тема творчества как одна из центральных в отечественной философии ХХ века задается Соловьевым в «Критике отвлеченных начал». Утверждая существующее бытие как ложное, Соловьев призывает к «организации действительности», что является задачей «творческой мысли», т. е. эстетической, и означает «в полноте своей, как свободной теургии, ... пересоздать существующую действительность» [1, с. 744]. Возникает проблемное поле между пересозданием и преображением действительности. Осознается ли возникшая проблема Соловьевым и разрешается ли она – основной вопрос доклада. Также прослеживается этимология слова «преображение». Тема творчества рассматривается также в соотношении с пониманием свободы и т. н. «софиологического монизма и детерминизма» (В. В. Зеньковский) и непреодоленности «сильной рационалистической струи» (Е. Н. Трубецкой) у Соловьева. Адвокатом свободы у Соловьева выступает Л. Венцлер, оппонируя расхожим упрекам В. В. Зеньковского и Л. Шестова о несвободе у Соловьева. Примечания 1. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Второе издание. Т. 1. М.: Мысль, 1990. (Философское наследие. Т. 110).