ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
«Преподаватель» и «Учёный» - две очень похожие фигуры, в глазах обывателя, чиновника и вовсе неразличимые. Но многим известны хорошие преподаватели, не зарекомендовавшие себя на научном поприще. А знакомство с биографиям выдающихся учёных и философов убеждает, что среди них немало посредственных преподавателей (Ньютон, Максвелл, Шопенгауэр и др.). Преподаватель и учёный решают совершенно разные профессиональные задачи. Учёный ищет новое знание, преподаватель же воспроизводит и передаёт другим уже сложившееся знание. Учёный работает с объектом, в то время как преподаватель взаимодействует с субъектом (учеником или учебным коллективом), поскольку обучение есть особый род общения. Учебное взаимодействие преподавателя с субъектом учения не сводится к обучению его; оно состоит также в воспитании и организации субъекта учения, управлении им. Профессии преподавателя уже около 5 тыс. лет. Профессия учёного возникла лишь в середине 17 в. Профессия преподавателя требует особых психологических и профессиональных качеств, совсем не нужных учёному: ораторских, организаторских, воспитательских, актёрских. Сходство фигур преподавателя и учёного, их слияние является следствием проникновения науки в образование (сциентизации). Это выражается прежде всего в том, что наука стала составлять основное содержание образования, в том, что квалификационные преподавательские степени превратились в научные, и в том, что преподаватель превратился в учёного. При том он не перестал быть преподавателем, а это значит, что возник особый тип учёного – учёный-преподаватель, который сосуществует с собственно учёным – другим типом учёного, рождённым научной революцией 17 в. Учёный-преподаватель – существо не цельное, сущность его двойственна. А всякая двойственность чревата возможностью противоречия, обусловленного различиями двух сторон профессиональной деятельности учёного-преподавателя.