![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Использование технологий изменило “лицо” образования: оно приобрело новые формы (дистанционное, мобильное и смешанное обучение) и новые подходы (телекоммуникационные проекты, “ перевернутый класс” (flipped classroom), телетандемы, МООКи и т.п.). Все это повышало эффективность образования, благодаря тому, что обеспечивало обучающимся практически неограниченный доступ к необходимой аутентичной информации и, что особенно притягательно для языкового образования, почти мгновенную связь с носителем изучаемого языка. Кроме того, технологии сделали обучение «удобным» для обучающихся: они могли заниматься в удобное время, в удобном месте и в своем собственном темпе. Использование технологий видоизменило, трансформировало образование: обучающиеся начали заниматься новыми видами учебной деятельности и получать новый учебный опыт, работая в виртуальном образовательном пространстве. Поэтому перспектива использования огромного дидактического потенциала ИТ вызвала большой энтузиазм в передовом академическом сообществе. Но как используется этот потенциал новейших технологий? Существует ли особая педагогика обучения с помощью технологий? Или уже сам факт привлечения / использования технологий в учебном процессе автоматически повышает его эффективность? Какова в условиях «технологизации» (информатизации) роль учителя? Сохраняется она с теми же функциями, повышается или уменьшается, а может, вовсе «сходит на нет»? Как должен действовать обучающийся в новой образовательной среде, созданной с помощью технологий? От чего или от кого зависит в конечном итоге результат процесса обучения? Основываясь на опыте ФИЯР МГУ сделана попытка показать, что тремя основными факторами обучения с технологиями являются, как сами технологии, так и преподаватель в новой роли и обучающийся, которые равно значимы в учебном процессе и для обеспечения его эффективности должны находиться в непрерывном активном взаимодействии. Ни один из этих факторов не может быть изъят без нарушения “гармонии” учебного процесса, его устойчивости/равновесия: интерактивные технологии обеспечивают платформу, на которой преподаватель создает дружественную образовательную среду, в которой обучающиеся будут иметь все необходимое и мотивирующее их к прогрессу в обучении