ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
1. Очередные чтения, посвященные Аристотелю – это хорошая возможность не только вспомнить ценные идеи великого древнегреческого мыслителя, но и сравнить их с современными вызовами. Например, социальные противоречия, проблемы общественных отношений, вопросы демократии, формы правления и многие другие, как и прежде, остаются не менее актуальными. Более того, многие современные проблемы уходят своими корнями в Античность. Прежде всего, дело касается вызовов глобализации. Если мы хотим разобраться с ними, мы должны понимать суть человеческих отношений, различные формы организации общественной жизни, наконец, природу социальных конфликтов. Для решения подобных проблем следует обратиться, прежде всего, к философии, основы которой были заложены еще в древности, в том числе и благодаря огромному вкладу Аристотеля. 3. Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие, приобретя новое качество – по основным параметрам общественной жизни оно стало единой целостной системой. Это порождает и новые проблемы, в частности, устойчивого социально-экономического развития, установление гуманных, добрососедских отношений между странами и народами и т.п. Такие вопросы, наряду с вечными философскими темами, неизбежно выходят на передний план современных философских исследований. Но, как отмечали еще стоики, люди гонят от себя философию, когда им хорошо, и обращаются к ней, когда им плохо. Сейчас самое время обратиться к философии. Отмеченное выше, делает её неотъемлемой частью человеческой жизни и в то же время явлением интригующим, загадочным, до конца непознаваемым. Об этом же свидетельствует и богатое философское наследие Аристотеля. Его работы, сосредоточенные на природе человека и общественной жизни, во многом актуальны и теперь, помогая понять природу современных проблем. Так, например, Аристотель говорил о недостатках древней демократии, утверждая, что бедные, неимущие и зависимые люди, тем более рабы, не могут быть гражданами в полном смысле этого слова и потому не могут участвовать в выборах и управлении государством. С тех пор прошло почти две с половиной тысячи лет, но эта проблема не потеряла своей актуальности и в наше время! Не экономика или технология представляют сегодня наибольшую опасность, а сами люди в проявлении своих далеко не только лучших свойств и качеств. Необходимо осознать, что живем мы в глобальном, взаимозависимом мире и, что глобальное мировоззрение тесно связано с древнегреческими идеями, в частности, космополитизма, которые сформировались не случайно и не на пустом месте. 5. Теперь, в XXI веке, необходимо изменить не только наше видение мира, но и средства его выражения, если мы хотим справиться с глобальными вызовами современности. И переосмысление идей античных философов и, в частности Аристотеля, становится весьма актуальной задачей. Конечно, экуменистические идеи не заменят многообразие религиозных убеждений, и космополитизм не станет безальтернативной ценностью и единственным регулятором общественных отношений для всех людей, даже тогда, когда мир еще больше станет единым целым в глобальном масштабе. Другими словами, мы обречены жить одновременно в условиях не только глобально, но и локально устроенного мира с его многообразием культур и различным уровнем цивилизационного развития. Отсюда можно сделать вывод, что восприимчивость к космополитическим идеям и их распространение будут напрямую зависеть от уровня развития гражданского общества в планетарном, в направлении чего делаются только первые шаги. Иными словами, пришло время освободить понятие "космополитизм" от его негативных коннотаций и сказать, что космополитизм не означает отказа от национального, равно как и приверженность общечеловеческим интересам не отвергает патриотизма. Проблема в правильной расстановке акцентов. Следовательно, космополит – это не тот, у кого нет собственного отечества, а тот, кто соотносит свой долг перед отечеством с интересами мирового сообщества. У человечества просто не будет будущего без трансформации общественного сознания в этом направлении, по крайней мере, не будет хорошего будущего. Хотелось бы надеяться, что обращение к авторитету античной философии и к Аристотелю, в частности, будет способствовать успешному решению данной проблемы.