ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
При обучении РКИ в последнее время все меньше внимания уделяется работе с художественной литературой. Это обстоятельство связано, прежде всего, со стандартизацией и с уменьшением сроков обучения, а кроме того, акцент в изучении РКИ делается на языковую сторону (коммуникативно-функциональный метод), что фактически привело к снижению роли литературы в процессе обучения. Традиционно в преподавании РКИ предпочтение отдается работе с классической литературой, в которой представлены традиции, обычаи и модели поведения прошлого. В условиях растущей миграции и глобализации мирового сообщества изучение классики в существующем формате не совсем соответствует запросам обучаемых, в связи с чем требуется пересмотр методических принципов и используемых материалов с учетом актуальных требований. Современные медиатексты массовой культуры наполнены аллюзиями и прецедентными феноменами и могут использоваться как более актуальные и резонансные материалы. При этом для поколения студентов миллениалов такие новые жанры как посты интернет-блогеров или тексты рэп-исполнителей, клипы и сериалы более привычны для восприятия и представляют особый интерес. Изучение вертикального контекста подобных произведений позволяет привлечь внимание учащихся к широкому филологическому и культурному контексту, включающему классическую литературу, историю, культуру изучаемого языка и всю мировую культуру в целом. Знание элементов когнитивной базы способствует взаимопониманию в межкультурном диалоге. Важным методическим приемом является синхроническое и диахроническое сравнение использования аллюзий и вариантов прецедентных феноменов в текстах разных культур и эпох. Выявление элементов вертикального контекста, обсуждение их референтов (первоисточников или инвариантов) и функционально-стилистических особенностей их актуализации в изучаемом тексте должно вызывать интерес студентов и способствовать формированию их межкультурной и транскультурной компетенции.