ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Для обозначения судьбы в современном греческом языке используется большое число лексем: μοίρα, τύχη, ριζικό, τυχερό, γραφτό, γραμμένο, πεπρωμένο, ειμαρμένη, κισμέτ. Все они функционируют в самых разнообразных фольклорных тестах: от вербальных формул призывания судьбы в помощь при гадании до текстов новогреческих быличек и сказок. Помимо собственно отвлеченного понятия «судьба» или конкретного (‘счастливая судьба’) значения из общего семантического поля, эти лексемы могут использоваться для обозначения персонифицированной судьбы, Судьбы как мифологического персонажа (МП), причем этот МП имеет два вида: Судьбы-Мойры, определяющие судьбу новорожденному младенцу и персонифицированная Судьба конкретного человека. Настоящий доклад будет посвящен исследованию второго типа, «личной» судьбы человека. Фразеология Во фразеологических единицах новогреческого языка можно обнаружить косвенные указания на наличие у человека «личной судьбы»: αυτός κοιμάται και η τύχη του δουλεύει (досл. «он спит, а его судьба работает») – о не прикладывающем особенных усилий человеке, которому сопутствует удача. Календарные гадания Указания на «личную» судьбу встречаются в текстах, сопровождавших традиционные календарные гадания. В ночь перед определенным праздником перед сном девушка произносила текст, в котором обращалась к своей личной Судьбе или к Судьбам-Мойрам в целом, чтобы они открыли ей, за кого ей суждено выйти замуж. Примечательно, что все обнаруженные тексты такого рода были приурочены не к празднику св. Иоанна Предтечи (24/06), во время которого в Греции осуществлялись в основном гадания, а к другим праздникам: дню св. Екатерины (25.11), Феодоровской субботе (первая суббота Великого поста), дню св. Василия (1.01): Άγιε Βασίλη μου καλέ, καλέ και αγαθέ, από την έρημο περνάς, και τις Μοίρες απαντάς, αν δεις και τη δική μου, να μου την χαιρετάς. Αν κάθεται, να σηκωθεί, κι αν στέκεται, να περπατεί, να’ρθει να θερίσωμε σιτάρι και κριθάρι, και χρυσό μαργαριτάρι. [Μέγας 1976: 73] Святой Василий мой хороший, хороший и добрый, ты по пустыне идешь и Мойр встречаешь, если увидишь и мою, поприветствуй ее от меня, Если она сидит, пусть встанет, если стоит, пусть идет, пусть придет, чтобы мы сжали пшеницу и ячмень и золотой жемчуг. В большинстве текстов-призываний используется слово Μοίρα (также в выражении η Μοίρα των Μοιρών – «Судьба Судеб»), однако обнаруживаются редкие локальные варианты одного, относящиеся, очевидно, к одного инвариантному тексту, с использованием лексемы Τύχη вместо Μοίρα. Несказочная проза Рассказы о встрече человека со своей личной судьбой занимают очень маленькую часть от общего числа быличек и легенд о Судьбах-Мойрах, которые, по поверьям, приходят на третью/пятую/седьмую ночь после рождение младенца и определяют ему судьбу на всю жизнь. Персонифицированная судьба человека описывается по-разному: некрасивая старуха, одетая в черное, женщина с завязанными глазами или красивая женщина. Основной сюжетный мотив текстов такого рода – встреча человека с личной судьбой, попытка изменить свою судьбу. Этот мифологический образ во многом схож со сказочным образом Судьбы. В текстах несказочной прозы обычно проводится четкое разграничение терминологии судьбы: если термин Μοίρα употребляется в отношении МП, определяющих судьбу новорожденному, то Τύχη – в отношении «личной судьбы». Сказки В рамках сказочного дискурса образ личной судьбы видоизменяется, приобретая характерные особенности сказочного персонажа. Это преимущественно старушка, часто с прялкой в руках, которая встречается герою в трудный момент, когда он должен пройти испытание, и выполняет функцию чудесного помощника. Сравнительно небольшое число тестов, однако, показывает совсем другую картину: персонифицированная судьба предстает в виде злого персонажа, противостоящего герою или не принимающего никакого участия в его судьбе. На лексическом уровне в сказочном дискурсе наблюдается смешение имен Μοίρα и Τύχη в значении ‘личная судьба’ и единичное использование других имен (например, Μπεκρού - ΄пьяница’).