ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Исследования формирования математических представлений у детей дошкольного возраста приобрели в современной науке особую актуальность, поскольку математические представления выступают мощным предиктором высокой академической успеваемости детей уже при поступлении в школу [3],[4],[8]. При этом большинство исследователей, придерживающихся культурно-исторического подхода, отмечают, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослыми [1]. В связи с этим, многие ученые уделяют особое внимание связи формирования математических представлений у детей и родительских представлений о развитии математических знаний [2], [5], [6], [9]. Цель данного исследования заключалась в анализе значения таких факторов развития математических представлений у детей дошкольного возраста, как убеждения родителей о математике и применяемые ими методы обучения. Мы выделили прямой и косвенный способы обучения математике, которые, как мы предположили, будут способствовать развитию различных аспектов математических знаний у дошкольников. Под прямым прямым обучением мы понимали проведение родителями специальных занятий по математике, цель которых зачастую сводится к заучиванию математических символов и действий с ними. Под косвенным обучением подразумевалось знакомство с числами в бытовых ситуациях, которое заключается в сопоставлении различных величин и использовании чисел для решения простых практических задач. В исследовании приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. Интересующие нас данные об убеждениях родителей и используемых ими способах обучения были собраны при помощи специально разработанного нами опросника. Для оценки развития математических представлений дошкольников использованы следующие методики: идентификация чисел (24 пары чисел, из которых ребенку нужно выбрать названное экспериментатором), сравнение чисел (18 пар чисел и 18 триад чисел), решение арифметических задач (12 примеров на сложение и вычитание). Для оценки невербального интеллекта нами был использован тест Цветные прогрессивные матрицы Равена [6]. Полученные результаты свидетельствуют о наличии согласованности использования родителями конкретных способов обучения с развитием отдельных математических навыков у детей: прямой способ обучения оказался значимо связан с успешностью детей в идентификации чисел; косвенный способ обучения - с пониманием величин; совместное использование прямого и косвенного способов связано с развитием навыков решения арифметических задач. Исследование выполнено при поддержке Гранта РНФ №16-18-00073.