ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Попытка теоретического осмысления партнерства между Российской Федерацией и Казахстаном неоднократно поднималась отечественными и международными специалистами. К возможным перспективам коллективного партнерства, реального и потенциального сотрудничества ведущих держав Центрально-Азиатского региона приковано внимание все большего числа акторов. В условиях обострения борьбы за источники энергоресурсов на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, в Каспийском регионе, обостряется актуальность военно-стратегического партнерства России и Казахстана. Однако текущие события требуют от руководства пересмотра не только военных доктрин, стратегических концепций, но и создания нового подхода к решению кризисных ситуаций. Стоит отметить, что политический и экономический векторы не всегда пересекаются. Все больше государств выбирают многовекторное развитие, стремясь сделать свои рынки привлекательными для иностранного капитала. Однако, негласные условия капитала требуют стабильности в государстве – заимодателе. Единственным гарантом в данном случае может выступать жизнеспособная система обороны. Таким образом, военный потенциал был и остается важнейшим фактором влияния на поддержание безопасности и становление государственной политики ведущих государств. Система безопасности в ХХI веке носит блоковый характер. Безусловным гегемоном в области международной безопасности выступает блок НАТО, который сочетает в себе 90% стратегических, оперативно – тактических средств доставки ядерного оружия, 70% общего промышленного производства, 56% военных расходов в мире, 40% всех обычных вооружений, обладает практически неограниченными мобилизационными возможностями. Таков потенциал НАТО. Если говорить об эффективности ОДКБ-региональной международной организации, чьей целью является поддержание мира в государствах – членах. В военно – политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора коллективной безопасности, подписанного в мае 1992года. В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Действие договора продлевается каждые пять лет. Совершенствуя систему региональной безопасности, нужно учесть, что применение международного опыта в Центральной Азии несет определенные риски. При интенсивном сближении государств необходимо учитывать социально-политические, экономические, культурные особенности данного региона. Несомненно, партнерские отношения государств в рамках ОДКБ являются достаточной базой создания в будущем более эффективного союза. Тем не менее, по-прежнему необходимым условием для построения крепких связей является фактор доверия. Потенциальным гарантом реализации намеченных военно-стратегических задач является сотрудничество с Казахстаном. Это государство успешно выстраивает стратегию внешне- и внутриполитической безопасности, а тесные связи России и Казахстана закреплены в рамках ОДКБ, КСОР и ряда других союзов. Углубление взаимодействия в военной сфере должно положительно повлиять на развитие сотрудничества между государствами.