ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад И.А.Ладынина был посвящен подробному анализу одного из положений статьи ведущего российского шумеролога В.В.Емельянова «Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса)» (Вопросы философии. 2011. № 8). По мнению ее автора, «Новое время... откровенно провозгласило необходимость археологического проникновения в пласты времени. Эта опора Нового времени на археологию не просто стала существенно новой чертой всей человеческой цивилизации, но и окончательно определила ее современный облик». Тем самым «Исторический процесс стал зависеть от ресурсов и возможностей культурной памяти. Более того – развитие науки показало, что он с нею синхронизирован, и эта синхронизация может быть рассмотрена в мельчайших деталях». В контексте разговора о методологии современных гуманитарных исследований это значит, что если для начала Нового времени, для XVIII – начала XIX вв., своего рода зеркалом, в которое смотрелась европейская культура, были гомеровские поэмы, то затем, в эпоху дешифровок древневосточных письменностей, им стал «конец ранней древности» (по мнению Емельянова, XX-XIV вв. до н.э.); а теперь, в конце ХХ – в начале XXI вв. таким зеркалом становится начало ранней древности, древнейшие цивилизации Ближнего Востока и вообще человечества. При этом автор статьи полагает, что подобное отношение к прошлому было невозможно до Нового времени, в частности, собственно в эпоху ранней древности: возражая крупнейшему немецкому египтологу и культурологу Я.Ассману, он отрицает наличие в эту эпоху осознания исторического процесса, утверждая применительно к египетскому материалу, что «ни одному египетскому фараону даже в голову не могло придти начать раскопки предшествующих городов и библиотек» и что «никто в Египте не пытался вернуться к какой-то определенной исторической эпохе, потому что в сознании людей того периода и не существовало представления о больших отрезках времени». Доклад И.А.Ладынина был посвящен подробной и аргументированной полемике с данным тезисом, в т.ч. с использованием наблюдений и выводов его монографии, опубликованной в прошлом году. Докладчик показал, что явление «культурной памяти» применительно к событиям, соотнесенным с определенными эпохами, ощущение места собственного времени в общем ходе истории, а также способность соотносить его с ключевыми этапами прошлого, целенаправленно обращаясь для этого к определенным мотивам, были вполне свойственны древним египтянам. Были высказаны предположения об особенностях египетских представлений о динамике хода истории, а также суждение о необходимости тщательной проработки фактического материала при постулировании тезисов, носящих методологический характер.